Замена тормозной жидкости своими руками
Тормозная жидкость (ТЖ) – это специальная жидкая субстанция, которая заполняет гидравлическую систему тормозов. Практически несжимаемая, благодаря чему мгновенно передает усилие от нажатия педали на прижимные детали системы. Химический состав жидкости подобран таким образом, что та имеет высокую температуру кипения и не замерзает при отрицательных температурах.
Как работает гидравлическая система
У легковых автомобилей на ступицы колес установлены тормозные диски (или барабаны), а также тормозные механизмы. Когда нажимается педаль тормоза, приводится в действие гидропривод – система трубок, шлангов и поршней, заполненная тормозной жидкостью. Гидравлика передает усилие на тормозные механизмы, и те прижимают к дискам (или барабанам) неподвижные колодки. Возникающая сила трения останавливает колесо. Чтобы снизить давление ноги на педаль, в гидропривод часто встраивается усилитель тормозов, который является сторонним источником энергии.Когда нужно менять тормозную жидкость
Автопроизводители рекомендуют соблюдать регламент замены ТЖ раз в три года либо 45 т.км. пробега что наступит ранее, не реже одного раза в два года, даже если автомобиль не наездил и 1000 км. В перечне работ ежегодного ТО также значится замена технических жидкостей, в список которых входит и тормозная. Помимо этого, потребуется замена ТЖ, если:- Меняют шланги, тормозные цилиндры или ремонтируют тормозную систему с последующей прокачкой.
- В расширительном бачке замечено загрязнение.
- Изменился цвет жидкости.
- Ухудшилась работа тормозов. Кстати, главной причиной тому является вода.
Как проверить состояние тормозной жидкости
Каждый автомобилист может систематически не только контролировать уровень ТЖ в бачке, но и оценивать ее качество:- Уровень не должен опускаться ниже минимума и быть выше максимума. Если уровень ниже отметки Min, жидкость надо долить. Однако, если заниженное положение уровня наблюдается постоянно, это признак утечки ТЖ, и ситуация требует диагностики на сервисе.
- Наливать жидкость выше метки Мах недопустимо. Возрастает давление в бачке, появляются микротрещины в стенках и патрубках. Это приводит не только к утечке жидкости, но и к поглощению излишней влаги через неплотности.
- Содержание влаги в ТЖ можно быстро оценить с помощью светодиодного экспресс-тестера, который определяет влажность по изменению электропроводности жидкости. В бачок опускают зонд прибора, и по цвету индикатора узнают значение влажности.
- Плотность ТЖ измеряют с помощью оптического прибора – рефрактометра. Несколько капель жидкости наносят на измерительную призму и результат считывают через окуляр. Плотность ТЖ надлежащего качества лежит в пределах 1,03–1,06 г/см3 при 20 0С.
- Если цвета жидкости поменялся в сторону потемнения, то это косвенный признак старения ТЖ. Цвет исходной жидкости желтый или пурпурный.
Выбор тормозной жидкости
В настоящее время применяются в основном синтетические виды ТЖ. Классифицируются они по стандарту DOT американского департамента транспорта (Department Of Transportation). Характеристики приведены в таблице:Стандарт ТЖ | Исходная температура кипения, 0С | Температура кипения влажной ТЖ, 0С | Свойства |
DOT-3 | 205 | 140 | На основе гликоля. Агрессивна к лакокрасочным покрытиям и резиновым изделиям. Высокая гигроскопичность. Цвет янтарный |
DOT-4 | 230 | 155 | На основе гликоля. Резину не разъедает. Гигроскопичность меньше. Цвет янтарный |
DOT-5.1 | 270 | 180 | На основе гликоля. Маловязкая. Разъедает лакокрасочные покрытия, безопасна для резины. Высокая гигроскопичность. Цвет янтарный |
DOT-5 | 250 | 180 | На основе силикона с пакетом присадок. Маловязкая. Практически не поглощает воду. Безвредна для лакокрасок и резины. Цвет пурпурный |
Как самому заменить тормозную жидкость
Чтобы заменить ТЖ самостоятельно, потребуется всего 2 л свежей жидкости. Порядок операций замены:- Сначала отбираем как можно больше старой ТЖ шприцем или спринцовкой. Заливаем свежую.
- Поочередно вывешиваем задние колеса, начиная с того, у которого самый длинный тормозной трубопровод. Для леворульных машин это заднее правое.
- Если на машине имеется механический регулятор тормозов, дополнительно поддомкратим заднюю ось, чтобы тот не перекрыл подачу ТЖ к задним колесам.
- Снимаем колесо и приступаем к прокачке. Для этого на прокачной штуцер надеваем трубочку, свободный конец которой опускаем в сливную емкость. Помощник с водительского места нажимает на педаль, нагнетая в магистраль жидкость. При этом надо периодически откручивать штуцер, чтоб жидкость сливалась. Повторяем прокачку, пока из трубки не потечет свежая ТЖ.
- Аналогично поступаем с каждым колесом. При этом постоянно проверяем, каков уровень жидкости в бачке, и, если требуется, доливаем свежую. Нельзя, чтобы в магистраль попал воздух.
- техобслуживание и полную компьютерную диагностику неисправностей;
- ремонт двигателя, АКПП и других агрегатов;
- ремонт кузова;
- регулировку УУК, шиномонтаж и шиноремонт;
- обслуживание и заправку кондиционеров;
- и многое другое.