Устройство и регулировка ручного тормоза
Механизм, который удерживает стоящий автомобиль от спонтанного перемещения, официально называется стояночным тормозом. Но автомобилисты зовут его ручником, ведь в большинстве случаев тот приводится в действие вручную. Стояночный тормоз создает механическое усилие, прижимающее тормозные колодки на задних колесах.
В статье речь пойдет о видах стояночного тормоза, неисправностях этого механизма, а также о том, почему важно поддерживать ручник в рабочем состоянии.
Устройство ручного тормоза
Ситуации, при которых задействуют ручной тормоз:
- Во время длительных стоянок. Ручник удерживает машину на месте, разгружая трансмиссию, например, если парковочная площадка имеет уклон.
- Когда машина трогается с места в горку.
- Стоя на светофоре или в пробке. Включив ручник в этом случае, можно расслабить ногу и не давить постоянно на педаль тормоза.
- Когда главные тормоза отказали. Несмотря на низкую мощность, ручник способен остановить автомобиль, движущийся на малой скорости. Кстати, опытные водители, действуя ручным тормозом, благополучно добираются до сервиса.
- На примере механического ручника покажем, как устроен стояночный тормоз. В конструкции три узла:
- Механизм включения – рычаг на центральной консоли или маленькая педаль под ногами водителя (слева от других педалей). Во включенном состоянии механизм удерживается посредством храповика, к которому крепится тяга под днищем автомобиля.
- Тросовый привод. На конце тяги сидит коромысло с двумя тросами, которые другими концами крепятся к тормозным колодкам задних колес.
- Механизмы торможения на задних колесах. Если автомобиль оснащен барабанными тормозами, то таким механизмом служат штатные колодки. Тогда к специальной лапке на колодке крепится трос привода.
Если у машины основные тормоза дисковые, то узел ручного торможения бывает двух типов. В первом случае ручником служит барабанный тормоз внутри тормозного диска. Диск при этом имеет форму барабана, на внутренней поверхности которого и работают маленькие колодки стояночного тормоза. Во втором случае стояночный тормоз имеет конструкцию плавающего суппорта, связанного с поршнем гидроцилиндра основных тормозов.
Принцип работы стояночного тормоза
Водитель тянет рычаг до упора (или нажимает на педальку ручника), тем самым передает усилие через тягу и коромысло на тросы привода. Если у автомобиля барабанные тормоза, то тросы, натягиваясь, прижимают колодки к барабану, а храповик не дает приводу ослабнуть.
Если у машины тормоза дисковые, то при включении ручника усилие троса передается через суппорт на поршень гидроцилиндра, который плотно прижимает колодку к диску.
Стояночный тормоз выключают, нажав кнопку на рычаге и опуская рукоять в исходное положение. Либо, в случае педальки, потянув за специальную ручку под торпедой. Как только усилие снимается, все элементы системы, включая колодки, возвращаются посредством пружин.
Виды стояночного тормоза
По виду механизма включения стояночный тормоз бывает:
- Ручной, приводится в действие с помощью рычага. Стандартный для отечественных автомобилей.
- Ножной, посредством педальки. Установлен на машинах, произведенных в Америке и Японии.
- Кнопочный, с помощью клавиши, расположенной рядом с селектором АКПП. Может включаться автоматически, если водитель остановился на парковке. Таким же образом отключится, если нажать акселератор.
По типу привода может быть:
- Механический тормоз, с тросовым приводом (см. выше).
- Электромеханический. Конструкция без тросов, приводную работу выполняют электромоторы, управляемые через бортовой компьютер.
- Гидравлический. Привод основан на давлении жидкости, которая циркулирует по отдельным патрубкам. Этот вид ручного тормоза распространен у спецтехники. На легковых автомобилях не применяется, но по инициативе самих водителей может быть смонтирован в качестве замены штатному ручнику.
Различаются ручники и по числу блокируемых колес:
- Блок на задние колеса. Так устроен стояночный тормоз большинства легковушек.
- Блок на передние. Редкая конструкция. Стоит, например, на моделях SAAB 900 (1987 г.в.) и Citroen С5 (2007 г.в.).
- Блокируется карданный вал (трансмиссионный тормоз). Примеры: ГАЗ-21 Волга, УАЗ Патриот до 2015 г.в.
О том, какой стояночный тормоз смонтирован в автомобиле, делается отметка в техпаспорте.
Основные неисправности тормозной системы
Ручник, удерживающий машину на уклоне 250, считается исправным. Автомастера рекомендуют проверять и регулировать стояночный тормоз через каждые 15 тысяч км пробега, если тормозная система барабанного типа, и через 30 тысяч км – если дисковая.
Что приводит к неисправности ручника:
- Растяжение и, как следствие, провисание тросов. В этом случае даже вытянутый до отказа рычаг не обеспечивает удерживающего усилия.
- Коррозия тросов внутри оболочки: ржавый трос не передает усилия на колодки.
- Обрыв тросов. Равносилен отказу тормозов. При такой неисправности запрещена эксплуатация автомобиля.
- Износ и коррозия тормозных деталей. Например, закисли шарниры или напрочь износились колодки ручника.
- Неполадки в сервоприводе электроручника. На это укажет мигающий индикатор стояночного тормоза.
- Необдуманные действия водителя. Кто-то срывает ручной тормоз после стоянки на морозе, забыв, что колодки ручника способны примерзать к диску. А кто-то любит полихачить и затягивает рычаг для намеренного заноса задних колес, вызывая при этом обрыв троса.
Как отрегулировать ручник
Среди автомобилистов известны способы, при помощи которых оценивают работоспособность стояночного тормоза. Приведем некоторые из них:
- Припарковаться на горке и включить ручник. Машина покатилась – значит, стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние.
- При включенном ручнике вручную прокрутить колесо у машины, поднятой на домкрате. Если удалось, тормоз неисправен.
- Способ с глушением мотора (для машин с МКПП). Активируют ручной тормоз, включают первую скорость и давят педаль газа в пол. Если автомобиль дернулся и заглох, то стояночный тормоз исправен. В противном случает надо ехать на сервис для проверки.
Даже если «народный» способ показал полный порядок, советуем время от времени проводить профессиональную регулировку ручника. Почему это важно? Вот один пример: ручной тормоз может зажать колеса. Внешне это проявляется перегревом тормозов. В подобном случае требуется отладка механизма самоподвода колодок, что самостоятельно проделать невозможно. Правильный зазор между колодкой и барабаном важен для многих моделей АвтоВАЗа – Лады Гранты, Калины и Приоры.
Поэтому владельцам машин Лада в Екатеринбурге рекомендуем обращаться на СТО Автовек. Этот автосервис известен как официальный дилер LADA. Благодаря прямой связи с автозаводом, запчасти поступают сюда оригинальные, с сертификатами качества и соответствия, а главное – без дополнительных наценок. Так что стоимость работ у дилера порадует.
Помимо диагностики тормозной системы, Автовек проводит:
- ТО и полную компьютерную диагностику неисправностей
- ремонт двигателя, АКПП и других агрегатов
- ремонт кузова
- регулировку УУК, шиномонтаж и шиноремонт.
При этом автосервис готов обслужить машину в день обращения.
Изображение от jcomp на Freepik