Екатеринбург,
ул. Металлургов, 69
Отдел продаж
+7 343 253 00 53
Сервис
+7 343 253 00 13
Официальный дилер
LADA c 2007 года

Как проверить износ шин

Что вкладывают в понятие «износ шины»? Во-первых, истирание рисунка протектора и утоньшение внешнего слоя резины. Шина становится «лысой». Далее – появление нестандартных дефектов по внешней поверхности шины: трещин, порезов или выпуклостей. И наконец, истечение срока службы шины. Ездить на изношенных шинах опасно. На мокрой дороге «лысая» покрышка всегда попадает в режим аквапланирования, и автомобиль становится неуправляемым. А истонченный внешний слой резины может пропороть даже осколок стекла, попавший под колеса.

Какой срок службы автомобильных шин

Дата выпуска шины обозначена на ее боковине. Это четыре цифры в овальном штампе. Они означают номер недели и год. Например, если указано 2823, то шина выпущена на 28-ой неделе 2023 года. Однако, срок службы шины исчисляют не от даты выпуска, а от начала ее эксплуатации на автомобиле. Срок службы резины – в среднем срок службы и летней и зимней резины 4-5 сезонов, зависит от эксплуатации. При дальнейшей эксплуатации наступает растрескивание протектора. В трещины попадают реагенты, и разрушение может достигнуть внутренних слоев и даже кордового каркаса. Шипованные шины служат в среднем 3–4 сезона при спокойной езде без крутых виражей и гонок по бездорожью. В течение этого срока они постепенно теряют шипы. В образовавшиеся лунки попадает реагент, и разрушение резины усиливается.

Виды износа шин

Различают физический и моральный износ шин. Физический износ бывает:
  • боковым, когда изнашиваются плечевые контактные части протектора – либо с одной стороны, либо с обеих.
  • центральным, когда ускоренно разрушается средняя контактная часть протектора.
  • локальным, когда пятна износа появляются бессистемно. Дефект нечастый и обычно сопровождается биением в такт вращению колеса.
Еще один вариант – разрушение корда и как следствие, изменение геометрии шины. Колесо искривляется и теряет форму. Моральный износ проявляется в том, что конструкция шины или материалы, из которых она изготовлена, отстают от новейших технологий и образцов. Это вызывает потребность заменить устаревшую шину на более современную даже если механически она абсолютно целая и еще пригодна для эксплуатации. У износа шин есть экологический аспект. Из-за трения об асфальт шины выделяют высокотоксичную пыль, вдыхание которой может спровоцировать зловредные заболевания. Содержание вредных веществ в этой пыли гораздо выше, чем в выхлопных газах. Кстати, любопытный факт. С точки зрения износа шин электромобили оказались не такими уж экологичными. Все потому, что электрокары имеют больший вес из-за наличия аккумуляторов, а скорость истирания резины напрямую зависит от массы машины.

Причины износа автомобильных шин

Самые распространенные:
  • Температура и структура асфальта.  Шина нагревается из-за трения о дорогу, и чем выше ее Т°С, тем интенсивнее истирание. Летние шины на сухом асфальте изнашиваются быстрее, чем зимние. Сильно истирают резину бугристые покрытия.
  • Скорость. На скорости более 120 км/ч шины изнашиваются в два раза быстрее.
  • Экстренное торможение.
  • Проблемы с ходовой. Например, жесткая подвеска или изношенные тормозные колодки.
  • Давление в шинах. Перекачка изнашивает центральную часть протектора, в недокачанных шинах истираются его плечевые участки.
  • Некачественный ремонт резины (заплаты) – причина локального износа.
  • Неправильные углы установки колес (УУК).  При езде по дорогам с рытвинами и ямами неправильный сход-развал выводит из строя шины уже после 1000 км пробега.
  • Перегруз автомобиля. Набитый багажник смещает центр тяжести назад, и задние шины изнашиваются сильнее передних.
  • Неправильное хранение. Если шины лежат под прямым солнцем или в жарком помещении, резина пересыхает и растрескивается. Когда шины хранятся не в подвешенном состоянии, а сложены пирамидой одна на другую, они больше подвержены деформации.
Износ от неполадок можно устранить, если действовать при первых его проявлениях. В качестве памятки мы собрали в таблицу виды износа шин и их причины:
Износ Причина
Износ шин по краям (плечевой износ протектора) Давление в шинах ниже 2,5 атмосфер
Средняя часть протектора Давление в шинах выше 2,5 атмосфер
Наружный износ шин (внешняя боковая сторона протектора) Неправильный развал колес
Износ шин с внутренней стороны (внутренняя боковая сторона протектора) Неправильное схождение колес
Пятнистый износ шин (протектора) Неисправная ходовая.  Частая езда юзом.

Как определить износ шин

Как проверить износ протектора шин? Для этого на резине имеется особый индикатор. Его месторасположение помечено особым маркером в виде треугольника, логотипа производителя, снежинки или букв TWI (Tread Wear Indicator). Подробнее о нем мы расскажем ниже. Кроме того, специальной линейкой или штангенциркулем можно измерить остаточную глубину рисунка протектора (ОГРП) и сравнить с допустимыми значениями. На износ шин указывают и косвенные признаки – трещины на рёбрах протектора, грыжи, вмятины, пятна истертости. Любопытно, что еще совсем недавно износ оценивали с помощью 10-копеечной монеты. Ее вставляли ребром на дно канавки протектора. Если слово «копеек» бывало скрыто гребнем протектора, это значило, что менять шину еще не нужно.

Допустимый износ

В Правилах дорожного движения РФ (гл.5 п.1) в зависимости от категории транспорта приводятся допустимые значения ОГРП или, как говорят автомобилисты, допустимый остаток протектора. Легковые автомобили относятся к категории M1, малотоннажные грузовики – к N1. Для транспортных средств категорий M1 и N1 допустимый остаток протектора для летней резины составляет 1,6 мм, а для зимней – 4 мм. Если при замере на реальном протекторе этот показатель оказывается меньше допустимого, то шину следует заменить как изношенную. Когда речь заходит о процентном значении износа, его рассчитывают по формуле: И = (ГН – ГФ) / (ГН – ГДОП ) х 100% где И – износ, ГН – глубина протектора новой шины, ГФ ­ – фактическая ОГРП, ГДОП – допустимая величина ОГРП.

Индикатор уровня износа

Индикаторы износа TWI – это поперечные перемычки в канавке протектора. Шина подлежит замене, когда протектор сотрется до их уровня. Всесезонные шины могут иметь два вида индикаторов – для летней эксплуатации и для зимней. На боковине шины указывают еще один показатель – индекс износа шин. Выглядит как надпись Treadwear 100 или Treadwear 200. Для чего он служит? Если число после надписи умножить на 480, то получим значение пробега (в км), при котором на испытательном полигоне был зафиксирован износ шины этой модели. Этот показатель, конечно, ориентировочный. Чтобы оценить пробег до износа в реальных условиях, рассчитанное значение надо уменьшить в 1,5 раза.

Где поменять шины

Для автомобилей Лада, прописанных в Екатеринбурге, замену шин выполнит СТО Автовек. Этот техцентр – официальный дилер LADA. Здесь можно не только поменять зимнюю резину, но и провести диагностику ходовой, проверить развал-схождение и выставить правильные УУК. Автовек проводит все виды работ – от технического обслуживания и до ремонта узлов автомобиля с предварительной диагностикой неисправностей по разумной стоимости. Автосервис получает запчасти напрямую от производителя, с обязательными сертификатами качества и соответствия.

Вы пользуетесь устаревшей версией браузера. Данная версия браузера не поддерживает многие современные технологии, из-за чего многие страницы отображаются некорректно, а главное — на сайтах могут работать не все функции.