
Защита машины от угона
По сводкам МВД России, с января по ноябрь 2023 года похищено 6580 автомобилей, а угнано 11 600. В сравнении с 2022 годом эти показатели снизились на 23% и 8,4% соответственно. Правоохранители уверены, что в этом заслуга совместной работы охранных систем и GPS-маячков, установленных в автомобиле, а также страховки от угона, которую оформляют автовладельцы.
Эффективные способы защиты автомобиля от угона
Перед угоном преступник вскрывает автомобиль, чтоб добраться до замка зажигания. От проникновения в машину защищает сигнализация – электронная система, которая управляет замком дверей и подает сигнал о взломе. Препятствуют угону и механические устройства, причем часто в тандеме с электронными. Также бытуют в народе нестандартные и «дедовские» способы обезопасить машину. Повышает сохранность автомобиля негласное правило: если нет гаража, то парковать автомобиль лучше на охраняемой стоянке или в обзоре видеокамер.Механические способы защиты от угона
В числе механических средств против угона получили распространение:- Противоугонные замки, блокирующие руль, педали или коробку передач. В них задействованы нестандартные технические решения. Например, в замке, который устанавливают на рулевой вал, вместо замочной скважины располагается кольцевое гнездо. Замок не дает двигаться машине – упирается в педали, а не имея ключа-кольца нужного размера, устройства не снять. Другая популярная защита – блокировка педали: перекусить замок можно только вместе с ней.
- Дверные штыри на ребре двери. В стойке кузова под них рассверливают отверстия. Штырями управляет автономный блок с кодом, который не связан с центральным замком. Даже если автоугонщик взломает центральную блокировку, в салон не проникнет – разве что разобьет окно.
- Замок капота. Подстрахует от чужого проникновения в электронный блок управления (ЭБУ). Деталь замка, которую требуется спилить угонщикам, при контакте прокручивается, а сам замок монтируют в недоступном месте.
- Сейфы для ЭБУ. Угонщики обычно снимают штатный блок и подключают свой. Чтобы ЭБУ не демонтировали, блок помещают в защитный короб.
- Защитная маркировка деталей гравировкой с VIN-номером (VIN-стикер).
- Бронированная пленка на окнах.
- Лампочки-имитаторы, которые отпугивают хулиганов, демонстрируя якобы включенную сигнализацию.
- КАСКО с риском «угон» – не защищает, но гарантирует поиск автомобиля и возврат некоторой суммы.
Электронные системы защиты от угона
Электронная охранная система – способ защиты от угона, построенный на цифровых технологиях. Примерами служат:- Сигнализация. Модели без обратной связи только «орали», но не оповещали владельцев о попытке угона. Потом появились продвинутые варианты с обратной связью и с датчиками наклона и движения, а позже – сигнализация с автозапуском (дистанционным включением двигателя). Последнее поколение – спутниковая сигнализация – работает с системами GSM, GPS и ГЛОНАСС. Наделена дальностью оповещения, а в случае угона может заглушить мотор машины в любой точке РФ (при наличии там связи со спутником)
- Иммобилайзер. Устройство разрешает или запрещает запуск двигателя в зависимости от кода микрочипа, вживленного в брелок (ключ). Если код неверный, обесточивает систему зажигания автомобиля. Для надежности специалисты по защите авто советуют, кроме штатного, устанавливать еще и дополнительный иммобилайзер.
- Электронные секретки. Эти микрочипы встраивают в цепь питания ЭБУ или топливного насоса. Они запускают мотор, если владелец нажимает специальную кнопку или вводит лично придуманный код.
- GPS-трекер. Не защищает от угона непосредственно, но помогает обнаружить угнанное авто, посылая сигналы. Благодаря низкому токопотреблению или автономному аккумулятору, годами не нуждается в подзарядке. GPS-сигналы или импульсы ГЛОНАСС идут по спутникам, а GSM-сигнал – через sim-карту сотовой связи. В качестве GSM-трекера автовладельцы держат в машине смартфон с отдельной «симкой», на который ставят приложение с поиском геолокации. Способ простой, но имеет недостаток: такой трекер угонщики легко обнаруживают.
- Криптостойкая сигнализация. Чтобы взломать электронную защиту, угонщики пользуются специальным прибором – кодграббером, который перехватывает защитный код, считывает его и подменяет. Спасти машину от электронного взлома можно, установив сигнализацию с диалоговым кодом. Брелок и база такой системы обмениваются между собой кодом, сгенерированным по случайному алгоритму. Кодграббер не способен считать код, не зная принципа его формирования.
- Нестандартный интерфейс ЭБУ, когда штатный разъем блока меняют на редко используемый, чтоб угонщик не сумел к нему подключиться. Задействуют, например, компьютерный слот. При обслуживании автомобиля в сервисе применяют переходник.
- Авторские системы защиты. Например, с маховика мотора спиливают несколько зубьев, а между датчиком положения маховика и ЭБУ двигателя располагают криптопреобразователь, в памяти которого зашита конфигурация обработанного маховика. Преобразователь запускается, если водитель знает код-пароль или метку, а таких сведений у взломщика нет.
Как установить противоугонную систему
Порядок установки автосигнализации выглядит так:- Разбирают рулевую колонку для доступа к проводам, подключают основной блок (по аналогии с магнитолой).
- Подключают центральный замок.
- Блок сигнализации подключают к замку зажигания.
- Протягивают сигнальную проводку через двери. Монтируют под капотом сирену, а также датчик с кнопкой отключения (место для кнопки владелец выбирает сам).
- Проверяют работу сигнализации и программируют систему (алгоритм указан в инструкции по сигнализации).
- Регулируют чувствительность датчиков, в первую очередь – удара (чтоб машина не реагировала на порывы ветра или громкий звук).
- Прячут провода и восстанавливают приборную панель.
- Проверяют дистанционную работу брелока.