Екатеринбург,
ул. Металлургов, 69
Отдел продаж
+7 343 253 00 53
Сервис
+7 343 253 00 13
Официальный дилер
LADA c 2007 года
Моторное масло

Моторное масло: допуск, виды, марки, характеристики, проверка

Лет 30–40 назад ассортимент моторных масел был невелик, а критерии выбора просты: бензиновый мотор или дизель, изношен или нет – вот, пожалуй, и все. Сейчас экологические требования к транспорту ужесточались, двигатели усовершенствовались, а видов и характеристик масла стало значительно больше. Рассказываем, как различать и выбирать масла с разными свойствами.

Что такое моторное масло в автомобиле и для чего оно предназначено

Моторные масла — масла, применяемые главным образом для охлаждения и снижения трения между движущимися деталями поршневых и роторных двигателей внутреннего сгорания.

Физические свойства моторных масел

Моторное масло отличается физическими свойствами, каковых наберется с десяток. Главные из них: Одними из основных свойств моторного масла являются его вязкость и зависимость от температуры в широком диапазоне (от температуры окружающего воздуха в момент холодного пуска зимой до максимальной температуры масла в двигателе при максимальной нагрузке летом). Классификация подразделяет моторные масла 17 классов от 0W до 60: 8 зимних (0W, 2,5W, 5W, 7,5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и 9 летних (2, 5, 7,5, 10, 20, 30, 40, 50, 60) классов вязкости. Вязкость. Для масла важной является вязкость техническая. На ее основе по специальной формуле рассчитывают Индекс Вязкости (ИВ) – очень важный показатель. Чем больше ИВ, тем меньше вязкость масла зависит от температуры, у него лучше смазывающая способность – как на холодном, так и на горячем двигателе. Зольность. Характеризует наличие минеральных веществ, которые при сгорании масла образуют золу. Масло с высокой зольностью (выше 1%) склонно к нагарообразованию. Щелочное число. Отражает содержание в масле водорастворимых кислот и щелочей. Это показатель корродирующего воздействия масла на металлы. Определяется, как количество гидроксида калия (KOH) на грамм масла.

Эксплуатационные свойства моторных масел

Моторное масло делают по формуле «готовое масло = база + присадки». База – это смесь углеводородов, а присадки – химические вещества, придающие готовому продукту определенные физические и эксплуатационные свойства. Они смешиваются с базовым маслом на блендинговых заводах. В базу вводят следующие виды присадок:
  • дисперсанты. Их задача – удерживать загрязнения в мелкодисперсном состоянии. Без них сетка маслоприемника забьется сгустками, а в картере появятся мазеподобные отложения.
  • моющие присадки – детергенты. Фактически это мыла, растворимые в масле. Они предотвращают образование нагара на трущихся поверхностях.
  • антиоксиданты. Без них вязкость масла по мере эксплуатации будет возрастать. В результате ухудшаются прокачиваемость и охлаждение подшипников, возрастает расход топлива.
  • антикоррозионные , антипенные и противоизносные присадки– они придают готовому продукту соответствующие свойства.
  • модификаторы трения или антифрикционные присадки – для уменьшения трения в паре цилиндр-поршень. Эти модификаторы являются обязательным компонентом энергосберегающих масел.

Основные виды моторных масел для автомобилей

Таблица 1. Виды моторных масел в зависимости от базы:
Группа Масло (база) Индекс вязкости (ИВ) Содержание предельных углеводородов, % Сера %
I Минеральное. Состоит из природных углеводородов. Молекулы различной структуры, размер 20–60 атомов углерода в цепи. Имеют большой расход на угар из-за испарения углеводородов с длиной цепи менее 30–35 атомов 80-120 < 90 0,03-1,0
II Минеральное 75% или «полусинтетика». Получают смешением «синтетики» и «минералки». Обладает теми же недостатками, что и  первая группа 80-120 >90 <0,03
III Гидрокрекинговое Получают из минеральных масел, подвергая обработке в жесткой водородной среде. В результате образуются парафины, придающие свойства, близкие к «синтетике». <120 >90 <0,03
IV Синтетика / Полиальфаолефины (ПАО). Получают путем химического синтеза. Имеет однородную структуру и молекулярные цепи длиной 30–50 атомов углерода. Чаще это полиальфаолефины (ПАО) с высоким ИВ, минимальным угаром и практическим отсутствием серы в составе. >120 100 0
V Эстеровые масла Все прочие масла (базы): сложные эфиры (полиэфиры); кремнийорганика (полисилоксаны); полигликоли. Добавляются в “синтетику” в кол-ве 3-5-10% для улучшения моющих свойств и снижения вязкости зимой
 

Марки моторных масел

К концу 2021 года в мире насчитывалось около 200 брендов моторных масел, не считая «собственных» марок автомобильных концернов, число которых год от года растет.. Так, из европейских брендов широко известны:
  • немецкие Bizol, JB German Oil, Fuchs, IGAT, Liqui Moly;
  • французские TOTAL, Motul;
  • голландские 77 Lubricants, Eurol, Rymax;
  • английские Shell, BP, Comma.
В Европе масляные производства имеются также в Бельгии, Греции, Италии.    Широко известны отечественные Lukoil, G-Energy, Rosneft, Sintec и др. Популярные американские бренды – Mobil, Lucas, Gulf, ТЕХАСО, MAG1. Не отстают и азиатские производители. Так в топе масел выступают: ZIC и GT-Oil из Кореи, TOTACHI (Япония), Petronas (Малайзия) и др.

Что такое допуск моторного масла

Изначально главными были две классификации масел – американская и европейская. Первая – от Американского института нефти – API, American Petroleum Institute. Здесь каждому двигателю соответствовала своя категория масла, обозначаемая буквами после аббревиатуры API, например – SL, SМ, SN. Чем дальше по алфавиту буква, стоящая после S, тем современнее двигатель. Вторая – классификация от Ассоциации европейских производителей автомобилей – АСЕА. Она призвана учесть отличия американских и европейских бензиновых двигателей. Позднее появились допуски автопроизводителей, то есть спецификации масел, составленные автомобильными концернами. Теперь любой производитель масла обязан проводить исследования и тесты своей продукции, чтобы конкретная марка масла получила допуск к использованию в конкретном двигателе. Только получив специальный сертификат, производитель имеет право написать на этикетке, что оно допущено к эксплуатации автопроизводителем.

Как проверить моторное масло

Рано или поздно владелец автомобиля задается вопросом, что применить при замене масла – оригинал или аналог? Фабричные масла-аналоги изготавливаются на основе той же базы и того же пакета присадок, что и оригинал. Марки могут отличаться лишь процентным соотношением состава. Поэтому при совпадении характеристик замена оригинала на аналог пройдет без последствий для техники. Сложнее выбирать между оригиналом и подделкой неизвестного разлива. Подделка может иметь «правильную» этикетку, но ее состав будет далеким от нужного качества. Внимание! Моторное масло – это смесь базового масла и присадок. Определить его подлинность, т.е. что именно налито в канистре, без химического анализа невозможно. И автовладелец, и мастер на автосервисе могут оценить лишь внешний вид жидкости – прозрачность, запах, цвет, которые у фейков близки к оригиналу. По этой причине автовладельцу необходимо взять за незыблемое правило покупать масло только у проверенного продавца или официального дилера бренда.

Как поменять моторное масло

Штатную замену моторного масла проводят в техцентре. Квалифицированный мастер подберет требуемое для автомобиля масло и проведет замену отработавшего на новое. Если решились на самозамену, то ниже приводим порядок действий:
  • прогреть двигатель до рабочей температуры;
  • слить старое масло в посудину, открутив пробку на картере. Слив длится около 5 мин.;
  • залить новое масло и поменять масляный фильтр;
  • ­утилизировать отработавшую жидкость.

Как выбрать моторное масло для автомобиля

Бывает, что автовладелец покупает масло сам. Как в этом случае его правильно подобрать? 1. Найти в руководстве по эксплуатации автомобиля надо тип двигателя и требуемые для него свойства моторного масла. 2. Выбрать класс вязкости масла по SAE в зависимости от времени года и температуры за бортом в то время, когда будет эксплуатироваться автомобиль. Обязательно учесть пробег. Наибольшую популярность завоевали так называемые всесезонные масла. Они имеют устойчивые свойства в широком диапазоне температур – от минуса до плюса. В индексации этих масел по SAE обозначены оба класса вязкости, например, 5W–30. 3. Выбрать бренд масла, изучив заявленные свойства и допуски автопроизводителей. Таблица 2
Некоторые зимние классы вязкости моторного масла:
0W Используется при Т до –35 ° С
5W Используется при Т до –30 ° С
10W Используется при Т до –25 ° С
15W Используется при Т до –20 ° С
20W Используется при Т до –15 ° С
Таблица 3
Некоторые летние классы* вязкости моторного масла и соответствующие им значения кинематической вязкости (min / max), сСт
16 6,1 / 8,2
20 5,6 / 9,3
30 9,3 / 12,5
40 12, 5 / 16,3
50 16,3 / 21,9
*Летние классы указывают на min и max вязкость масла при рабочей температуре 100 °C. Чем больше класс, тем выше вязкость моторного масла при высоких температурах.

Где можно заменить моторное масло в Екатеринбурге

Многие автовладельцы в целях экономии пытаются менять масло самостоятельно. Но часто самозамена приводит к  дополнительным сложностям – от поиска подходящего места до утилизации отработавшего масла. Любую работу правильно и грамотно выполняют только профессионалы. Поэтому купить масло можно и самому, но для замены лучше поехать в автосервис. Например, СТО «Автовек». Кроме замены масла здесь:
  • проведут компьютерную диагностику неисправностей,
  • выполнят ремонт двигателя, подвески, КПП и других узлов автомобиля,
  • устранят дефекты кузова,
  • отрегулируют развал-схождение и выполнят шиномонтаж,
  • выполнят покраску кузова,
  • заменят стекла,
  • заправят кондиционер фреоном.
Автотехцентр «Автовек» — официальный дилер продукции LADA. Запчасти в мастерские поступают напрямую от производителя, на них имеются сертификаты качества и соответствия стандартам. Стоимость запчастей на месте – без дополнительных наценок. В автосалоне «Автовек» всегда можно оформить покупку автомобиля с пробегом или новой машины «Лада», а линейку предлагаемых моделей – узнать онлайн.

Вы пользуетесь устаревшей версией браузера. Данная версия браузера не поддерживает многие современные технологии, из-за чего многие страницы отображаются некорректно, а главное — на сайтах могут работать не все функции.