Лет 30–40 назад ассортимент моторных масел был невелик, а критерии выбора просты: бензиновый мотор или дизель, изношен или нет – вот, пожалуй, и все.
Сейчас экологические требования к транспорту ужесточались, двигатели усовершенствовались, а видов и характеристик масла стало значительно больше. Рассказываем, как различать и выбирать масла с разными свойствами.
Что такое моторное масло в автомобиле и для чего оно предназначено
Моторные масла — масла, применяемые главным образом для охлаждения и снижения трения между движущимися деталями поршневых и роторных двигателей внутреннего сгорания.
Физические свойства моторных масел
Моторное масло отличается физическими свойствами, каковых наберется с десяток. Главные из них:
Одними из основных свойств моторного масла являются его вязкость и зависимость от температуры в широком диапазоне (от температуры окружающего воздуха в момент холодного пуска зимой до максимальной температуры масла в двигателе при максимальной нагрузке летом).
Классификация подразделяет моторные масла 17 классов от 0W до 60: 8 зимних (0W, 2,5W, 5W, 7,5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и 9 летних (2, 5, 7,5, 10, 20, 30, 40, 50, 60) классов вязкости.
Вязкость. Для масла важной является вязкость техническая. На ее основе по специальной формуле рассчитывают Индекс Вязкости (ИВ) – очень важный показатель. Чем больше ИВ, тем меньше вязкость масла зависит от температуры, у него лучше смазывающая способность – как на холодном, так и на горячем двигателе.
Зольность. Характеризует наличие минеральных веществ, которые при сгорании масла образуют золу. Масло с высокой зольностью (выше 1%) склонно к нагарообразованию.
Щелочное число. Отражает содержание в масле водорастворимых кислот и щелочей. Это показатель корродирующего воздействия масла на металлы. Определяется, как количество гидроксида калия (KOH) на грамм масла.
Эксплуатационные свойства моторных масел
Моторное масло делают по формуле «готовое масло = база + присадки». База – это смесь углеводородов, а присадки – химические вещества, придающие готовому продукту определенные физические и эксплуатационные свойства. Они смешиваются с базовым маслом на блендинговых заводах.
В базу вводят следующие виды присадок:
дисперсанты. Их задача – удерживать загрязнения в мелкодисперсном состоянии. Без них сетка маслоприемника забьется сгустками, а в картере появятся мазеподобные отложения.
моющие присадки – детергенты. Фактически это мыла, растворимые в масле. Они предотвращают образование нагара на трущихся поверхностях.
антиоксиданты. Без них вязкость масла по мере эксплуатации будет возрастать. В результате ухудшаются прокачиваемость и охлаждение подшипников, возрастает расход топлива.
антикоррозионные , антипенные и противоизносные присадки– они придают готовому продукту соответствующие свойства.
модификаторы трения или антифрикционные присадки – для уменьшения трения в паре цилиндр-поршень. Эти модификаторы являются обязательным компонентом энергосберегающих масел.
Основные виды моторных масел для автомобилей
Таблица 1. Виды моторных масел в зависимости от базы:
Группа
Масло (база)
Индекс вязкости (ИВ)
Содержание предельных углеводородов, %
Сера %
I
Минеральное. Состоит из природных углеводородов. Молекулы различной структуры, размер 20–60 атомов углерода в цепи. Имеют большой расход на угар из-за испарения углеводородов с длиной цепи менее 30–35 атомов
80-120
< 90
0,03-1,0
II
Минеральное 75% или «полусинтетика». Получают смешением «синтетики» и «минералки». Обладает теми же недостатками, что и первая группа
80-120
>90
<0,03
III
Гидрокрекинговое Получают из минеральных масел, подвергая обработке в жесткой водородной среде. В результате образуются парафины, придающие свойства, близкие к «синтетике».
<120
>90
<0,03
IV
Синтетика / Полиальфаолефины (ПАО). Получают путем химического синтеза. Имеет однородную структуру и молекулярные цепи длиной 30–50 атомов углерода. Чаще это полиальфаолефины (ПАО) с высоким ИВ, минимальным угаром и практическим отсутствием серы в составе.
Добавляются в “синтетику” в кол-ве 3-5-10% для улучшения моющих свойств и снижения вязкости зимой
Марки моторных масел
К концу 2021 года в мире насчитывалось около 200 брендов моторных масел, не считая «собственных» марок автомобильных концернов, число которых год от года растет..
Так, из европейских брендов широко известны:
немецкие Bizol, JB German Oil, Fuchs, IGAT, Liqui Moly;
французские TOTAL, Motul;
голландские 77 Lubricants, Eurol, Rymax;
английские Shell, BP, Comma.
В Европе масляные производства имеются также в Бельгии, Греции, Италии. Широко известны отечественные Lukoil, G-Energy, Rosneft, Sintec и др.
Популярные американские бренды – Mobil, Lucas, Gulf, ТЕХАСО, MAG1.
Не отстают и азиатские производители. Так в топе масел выступают: ZIC и GT-Oil из Кореи, TOTACHI (Япония), Petronas (Малайзия) и др.
Что такое допуск моторного масла
Изначально главными были две классификации масел – американская и европейская. Первая – от Американского института нефти – API, American Petroleum Institute. Здесь каждому двигателю соответствовала своя категория масла, обозначаемая буквами после аббревиатуры API, например – SL, SМ, SN. Чем дальше по алфавиту буква, стоящая после S, тем современнее двигатель.
Вторая – классификация от Ассоциации европейских производителей автомобилей – АСЕА. Она призвана учесть отличия американских и европейских бензиновых двигателей.
Позднее появились допуски автопроизводителей, то есть спецификации масел, составленные автомобильными концернами. Теперь любой производитель масла обязан проводить исследования и тесты своей продукции, чтобы конкретная марка масла получила допуск к использованию в конкретном двигателе. Только получив специальный сертификат, производитель имеет право написать на этикетке, что оно допущено к эксплуатации автопроизводителем.
Как проверить моторное масло
Рано или поздно владелец автомобиля задается вопросом, что применить при замене масла – оригинал или аналог?
Фабричные масла-аналоги изготавливаются на основе той же базы и того же пакета присадок, что и оригинал. Марки могут отличаться лишь процентным соотношением состава. Поэтому при совпадении характеристик замена оригинала на аналог пройдет без последствий для техники.
Сложнее выбирать между оригиналом и подделкой неизвестного разлива. Подделка может иметь «правильную» этикетку, но ее состав будет далеким от нужного качества.
Внимание! Моторное масло – это смесь базового масла и присадок. Определить его подлинность, т.е. что именно налито в канистре, без химического анализа невозможно. И автовладелец, и мастер на автосервисе могут оценить лишь внешний вид жидкости – прозрачность, запах, цвет, которые у фейков близки к оригиналу. По этой причине автовладельцу необходимо взять за незыблемое правило покупать масло только у проверенного продавца или официального дилера бренда.
Как поменять моторное масло
Штатную замену моторного масла проводят в техцентре. Квалифицированный мастер подберет требуемое для автомобиля масло и проведет замену отработавшего на новое.
Если решились на самозамену, то ниже приводим порядок действий:
прогреть двигатель до рабочей температуры;
слить старое масло в посудину, открутив пробку на картере. Слив длится около 5 мин.;
залить новое масло и поменять масляный фильтр;
утилизировать отработавшую жидкость.
Как выбрать моторное масло для автомобиля
Бывает, что автовладелец покупает масло сам. Как в этом случае его правильно подобрать?
1. Найти в руководстве по эксплуатации автомобиля надо тип двигателя и требуемые для него свойства моторного масла.
2. Выбрать класс вязкости масла по SAE в зависимости от времени года и температуры за бортом в то время, когда будет эксплуатироваться автомобиль. Обязательно учесть пробег.
Наибольшую популярность завоевали так называемые всесезонные масла. Они имеют устойчивые свойства в широком диапазоне температур – от минуса до плюса. В индексации этих масел по SAE обозначены оба класса вязкости, например, 5W–30.
3. Выбрать бренд масла, изучив заявленные свойства и допуски автопроизводителей.
Таблица 2
Некоторые зимние классы вязкости моторного масла:
0W
Используется при Т до –35 ° С
5W
Используется при Т до –30 ° С
10W
Используется при Т до –25 ° С
15W
Используется при Т до –20 ° С
20W
Используется при Т до –15 ° С
Таблица 3
Некоторые летние классы* вязкости моторного масла и соответствующие им значения кинематической вязкости (min / max), сСт
16
6,1 / 8,2
20
5,6 / 9,3
30
9,3 / 12,5
40
12, 5 / 16,3
50
16,3 / 21,9
*Летние классы указывают на min и max вязкость масла при рабочей температуре 100 °C. Чем больше класс, тем выше вязкость моторного масла при высоких температурах.
Где можно заменить моторное масло в Екатеринбурге
Многие автовладельцы в целях экономии пытаются менять масло самостоятельно. Но часто самозамена приводит к дополнительным сложностям – от поиска подходящего места до утилизации отработавшего масла.
Любую работу правильно и грамотно выполняют только профессионалы. Поэтому купить масло можно и самому, но для замены лучше поехать в автосервис. Например, СТО «Автовек».
Кроме замены масла здесь:
проведут компьютерную диагностику неисправностей,
выполнят ремонт двигателя, подвески, КПП и других узлов автомобиля,
устранят дефекты кузова,
отрегулируют развал-схождение и выполнят шиномонтаж,
выполнят покраску кузова,
заменят стекла,
заправят кондиционер фреоном.
Автотехцентр «Автовек» — официальный дилер продукции LADA. Запчасти в мастерские поступают напрямую от производителя, на них имеются сертификаты качества и соответствия стандартам. Стоимость запчастей на месте – без дополнительных наценок.
В автосалоне «Автовек» всегда можно оформить покупку автомобиля с пробегом или новой машины «Лада», а линейку предлагаемых моделей – узнать онлайн.
Вы пользуетесь устаревшей версией браузера. Данная версия браузера не поддерживает многие современные технологии,
из-за чего многие страницы отображаются некорректно, а главное — на сайтах могут работать не все функции.
Мы используем файлы cookie, данные об IP-адресе и местоположении, разработанные
третьими лицами для анализа событий на нашем сайте. Продолжая просмотр страниц сайта, вы принимаете условия его
использования. Более подробные сведения можно посмотреть в Политике конфиденциальности.
Записаться на тест-драйв
Для записи на тест-драйв автомобиля позвоните в автоцентр по телефону (343)253-00-53 или
заполните ниже приведенную форму.
Необходимые документы для тест-драйва: водительские права, паспорт.
Оставить заявку
Будем рады помочь Вам с выбором автомобиля. Оставьте заявку и мы перезвоним в течение дня.
Забронировать
Будем рады помочь Вам с выбором автомобиля. Оставьте заявку и мы перезвоним в течение дня.
Записаться на ремонт, ТО
Для записи на прохождение планового технического обслуживания автомобиля или на ремонт позвоните в автоцентр
по телефону (343)253-00-13 или заполните ниже приведенную форму.
Необходимые документы для прохождения ТО ЛАДА: сервисная книжка, гарантийный талон.
Заказать звонок
Просто заполни форму
00дней
00часов
00минут
00секунд
Подождите уходить
Мы подготовили для Вас специальное предложение!
Просто заполните форму
Заявка на техническое обслуживание
Заявка на техническое обслуживание
Перечень материалов, подлежащих замене на ТО-1
Стоимость указана с учетом применения при проведении ТО моторного масла LADA ULTRA 5W-40.
прокладка клапанной крышки, регулировочные шайбы клапанов (для 8-ми клапанного ДВС)
моторное масло
масляный фильтр
запасные части, рабочие жидкости, хладагент и работы по замене (доливке/дозаправке) оплачиваются потребителем дополнительно
Регламентные работы
прокладка клапанной крышки, регулировочные шайбы клапанов (для 8-ми клапанного ДВС)
Перечень материалов, подлежащих замене на ТО-2
Стоимость указана с учетом применения при проведении ТО моторного масла LADA ULTRA 5W-40.
прокладка клапанной крышки, регулировочные шайбы клапанов (для 8-ми клапанного ДВС)
моторное масло
масляный фильтр
запасные части, рабочие жидкости, хладагент и работы по замене (доливке/дозаправке) оплачиваются потребителем дополнительно
Регламентные работы
прокладка клапанной крышки, регулировочные шайбы клапанов (для 8-ми клапанного ДВС)
Перечень материалов, подлежащих замене на ТО-3
Стоимость указана с учетом применения при проведении ТО моторного масла LADA ULTRA 5W-40.
прокладка клапанной крышки, регулировочные шайбы клапанов (для 8-ми клапанного ДВС)
моторное масло
масляный фильтр
запасные части, рабочие жидкости, хладагент и работы по замене (доливке/дозаправке) оплачиваются потребителем дополнительно
Регламентные работы
прокладка клапанной крышки, регулировочные шайбы клапанов (для 8-ми клапанного ДВС)
Перечень материалов, подлежащих замене на ТО-4
Стоимость указана с учетом применения при проведении ТО моторного масла LADA ULTRA 5W-40.
прокладка клапанной крышки, регулировочные шайбы клапанов (для 8-ми клапанного ДВС)
моторное масло
масляный фильтр
запасные части, рабочие жидкости, хладагент и работы по замене (доливке/дозаправке) оплачиваются потребителем дополнительно
Регламентные работы
прокладка клапанной крышки, регулировочные шайбы клапанов (для 8-ми клапанного ДВС)
Перечень материалов, подлежащих замене на ТО-5
Стоимость указана с учетом применения при проведении ТО моторного масла LADA ULTRA 5W-40.
прокладка клапанной крышки, регулировочные шайбы клапанов (для 8-ми клапанного ДВС)
моторное масло
масляный фильтр
запасные части, рабочие жидкости, хладагент и работы по замене (доливке/дозаправке) оплачиваются потребителем дополнительно
Регламентные работы
прокладка клапанной крышки, регулировочные шайбы клапанов (для 8-ми клапанного ДВС)