Екатеринбург,
ул. Металлургов, 69
Отдел продаж
+7 343 253 00 53
Сервис
+7 343 253 00 13
Официальный дилер
LADA c 2007 года
toplivnii_nasos

Что такое топливный насос

В первых автомобилях такого агрегата не было. Топливный бак располагался непосредственно над двигателем, и горючее поступало в мотор самотеком по шлангу. В поздних конструкциях бак и двигатель разнесли по противоположным секциям автомобиля. Чтобы непрерывно подавать топливо в цилиндры, потребовалось перекачивающее устройство. Проще говоря, насос. По мере совершенствования двигателя бензонасос стал элементом топливной системы автомобиля.

Принцип действия топливного насоса

Насос доставляет топливо под нужным давлением к устройству, где готовится горючая смесь, то есть к карбюратору или форсункам. Во времена карбюраторных моторов насосы были механические. Запускались от распредвала, а по конструкции являли собой разновидность поршневого насоса, в котором вместо поршня «ходила» всасывающая диафрагма. С появлением инжекторных двигателей электрический насос потеснил механику. Это и понятно, ведь его преимущества очевидны. В нем меньше подвижных деталей, а цилиндрическая часть компактна, без выступающих рычагов и боковых штуцеров. Электронасос удобен в монтаже, что проверено на практике. И главное ­– такие нагнетатели создают повышенное давление топлива, недоступное механическим «коллегам». Как только водитель включает зажигание, запускается и насос. Пару слов о различиях в работе обоих видов. Механика. Кулачок распредвала толкает поршень-диафрагму вниз. Объем полости над ней увеличивается, там возникает разряжение, и через всасывающий клапан топливо из бака поступает в насос. Нагнетательный в это время закрыт. Потом диафрагма движется вверх, сжимая топливо. Над ней повышается давление – и открывается нагнетательный клапан. Топливо нагнетается в карбюратор. Всё. Цикл повторяется. Электронасос. В момент зажигания запускается собственный моторчик. Он вращает роторный вал. На нем сидит «перекачивающий» узел. Его конструкция зависит от того, какой принцип перекачки в нее заложен. Поэтому роторные насосы делятся на две большие группы. Это:
  • Центробежные насосы. На роторе сидит турбина с лопастями (или обойма с роликами). При вращении, за счет центробежной силы она захватывает топливо из всасывающей магистрали и гонит в нагнетательную. При остановке турбины топливо может вернуться во входной канал – клапанов на входе нет. Создаваемое насосом давление невысокое – до 3 атм.
  • Объемные насосы. Здесь разновидностей больше – это и шестеренчатые, и винтовые, и пластинчатые. Они перекачивают топливо за счет изменения объема рабочей камеры, которая по очереди открывается то на вход, то на выход. К примеру, в шестеренчатом насосе смонтирована зубчатая пара с внутренним зацеплением. Шестерня, сидящая на роторе, катится по кольцу, эксцентрично закрепленному на корпусе (статоре). Между их зубьями всякий раз образуется рабочая камера, в которую сначала засасывается топливо, а потом выталкивается из него. Такие насосы создают давление в магистрали до 6,5 атм. При остановке моторчика обратное перетекание топлива в подобных насосах исключено.

Устройство топливного насоса

Механический насос состоит из корпуса, внутри которого ходит шток с закрепленной диафрагмой. На корпусе имеются рычаг для ручной подкачки и клапаны впуска и выпуска со штуцерами. В карбюраторных автомобилях насос находится непосредственно на двигателе. Электронасос в сборе состоит из двух блоков – привода и собственно насоса, который имеет сетчатый фильтр на входе, топливозаборник и датчик расхода топлива. Фильтр тонкой очистки установлен на выходе, ближе к форсункам. На большинстве автомобилей этот насос погружен в бак. Там он лучше охлаждается. У него отсутствуют потери на линии всасывания, поскольку той вовсе нет. При всех плюсах имеется и минус: нагнетательная магистраль очень длинная, а это повышает риск ее повреждения. В дизельных автомобилях обычно стоят сразу два насоса. Первым смонтирован тот, что называется ТННД, то есть топливный насос низкого давления. Он лишь подкачивает топливо в контур и поэтому может быть любого типа. Вторым стоит электронасос высокого давления (ТНВД). Этот нагнетает горючее уже в двигатель.

Почему не работает топливный насос

Ресурс бензонасоса составляет в среднем 100–150 тыс.км пробега автомобиля, но в некоторых случаях он может выйти из строя и раньше. Всё зависит от его типа, производительности, качества топлива и условий вождения. Любой опытный водитель имеет в загашнике с десяток примеров, когда неполадки в топливной системе влияли на работу двигателя, и как удавалось выходить из сложившихся ситуаций. Ниже приводим частые признаки неисправности, касающиеся электрических насосов:
  • Двигатель работает неустойчиво, с перебоями. Наблюдается тяжелый разгон, нет реакции на ускорение. Машина глохнет, иногда непредсказуемо. Частые причины – забиты сетка или/и топливный фильтр из-за некачественного горючего. Требуется замена фильтра.
  • Вы включили зажигание, но двигатель еще не запустили. Насос должен загудеть, нагнетая давление. Но звуков нет – не включается. Вероятные причины: сгорел моторчик, либо накрылось реле.
  • Когда насос не качает, хорошо бы проверить цепь: не сгорел ли предохранитель насоса и в порядке ли контакты проводов. Известны случаи, когда колодка реле выскакивала из разъема: стоило ту вставить на место – и насос включался.
  • Слышны шумы со стороны насоса: подвывание, треск, хлопки. Вердикт: нужно срочно в автосервис. Помпу на замену!
  • Стартер долго крутит, но двигатель заводится с трудом. Причина: насос не создает нужное давление в системе. Надо бы его измерить с помощью манометра. Кстати, бывалые водители делают замер на холостом ходу, пережимая обратную магистраль плоскогубцами. Манометр при этом показывает максимальное давление, на которое способен насос. Если значение составляет 5-6 атм, то помпа в хорошем состоянии и еще долго прослужит. Значение ниже 4 атм – признак умирающего насоса.
В механическом нагнетателе чаще изнашиваются штоки, прокладки, разрушается диафрагма, повреждаются клапана. Если это случилось, лучше устройство заменить. Насосы обоих типов могут прийти в негодность еще до установки. Как? А по причине небрежности. Например, уронили перед монтажом. В результате появились трещины в пластмассе, и насос потерял герметичность

Где провести диагностику и ремонт топливного насоса

Как снять топливный насос, если тот неисправен? Здесь и начинается квест. Дело в том, что на современных машинах электронасосы установлены чаще в баке с топливом, у самого днища. На иномарках добраться до бензонасоса можно через люк в багажнике. А вот в моделях семейства ВАЗ для этого потребуется убрать заднее сиденье из салона. Наш совет – не рискуйте. Доверьте ремонт специалистам. В Екатеринбурге владельцам машин Лада прямой путь на СТО Автовек. Этот техцентр – официальный дилер LADA. Здесь бензонасос проверят и, если надо, демонтируют, заменив на новый. Запчасти в автосервис поступают напрямую от производителя, имеют сертификаты качества и соответствия. И стоимость деталей у дилера без дополнительных наценок. Автовек выполняет и сложные работы. К примеру: Выбирайте!

Вы пользуетесь устаревшей версией браузера. Данная версия браузера не поддерживает многие современные технологии, из-за чего многие страницы отображаются некорректно, а главное — на сайтах могут работать не все функции.