Не работает стартер: причины и ремонт
До того, как Чарльз Кеттеринг изобрел электрический стартер, двигатели запускали руками с помощью рукоятки, прозванной «кривым стартером». Железяка эта была жутко неудобная и даже опасная: после запуска она начинала вращаться вместе с валом двигателя и частенько увечила руки водителям. Новое устройство облегчало запуск двигателя и сберегало здоровье. Постепенно первая конструкция стартера совершенствовалась. Копился опыт по обслуживанию и ремонту этого агрегата.
Принцип работы стартера
Из чего состоит стартер – устройство, которое запускает двигатель? Весь агрегат делится на три основных блока, каждый из которых находится в своем корпусе. Это:- электромотор постоянного тока (в цилиндрическом корпусе большого размера). Получает энергию от аккумулятора. К примеру, для запуска бензинового двигателя объемом 1,6 л требуется мощность около 3 кВт.
- тяговое или втягивающее реле (цилиндр меньшего размера). Имеет силовые контакты в виде медных болтов на корпусе. Работает в сборке с электромотором. Питается от батареи. Двигает обгонную муфту.
- бендикс, или обгонная муфта. Сидит на валу стартера вместе с шестерней. Может смещаться по оси вперед, вводя шестерню в зацепление с маховиком ДВС автомобиля.
Признаки неисправности стартера
К сожалению, нередка такая ситуация – не крутит стартер при повороте ключа. Ни звука нет, ни движения. И мы грешим на аккумулятор: мол, не крутит из-за малого заряда. Вероятность разрядки АКБ, конечно, исключить нельзя, но часто бывает, что батарея заряжена полностью, а двигатель все равно не заводится. В чем причина? «Полетел» стартер или еще какая поломка? Ниже мы собрали самые распространенные признаки, говорящие о неисправности именно стартера и его деталей:- Стартер гудит, но маховик не крутит. Такое случается, если износилась обгонная муфта.
- Слышны щелчки, а вращения нет. Возможно, что именно в этом случае разряжена батарея, окислились ее клеммы или контактные болты на тяговом реле. Можно еще проверить соединение силовых проводов со стартером и «массой».
- Стартер плохо крутит, еле-еле. Наиболее вероятно, что износились втулки якоря электромотора. Также может быть замыкание в одной из обмоток.
- При работе стартера слышен металлический скрежет. Скорее всего имеется сильный механический износ детали стартера. Какой именно, покажет только переборка устройства.
- Стартер продолжает работать после отпускания ключа зажигания. Такое бывает, когда залипает тяговое реле или неисправен замок зажигания. Требуется замена или того, или другого.
- работает ли втягивающее реле. Для этого «плюс» на аккумуляторе соединяют с контактом на реле, а «минус» подают на корпус стартера. Если шестерня выдвигается, значит, реле работает.
- вращается ли ротор электромотора. «Минус» от батареи подключают к корпусу стартера, а «плюс» – к верхнему контакту реле. И смотрят, есть ли вращение и движение бендикса.
Причины неисправностей
Почему автомобиль не заводится со стартера? Приведем наиболее распространенные причины. Они бывают механического или электрического характера. Механические:- Износ обгонной муфты. Сопровождается вращением стартера вхолостую, без «схватывания» коленвала. Стартер в таком случае демонтируют, а потом разбирают и муфту. Если дело в загрязнении, то деталь очищают. Ну а в случае явного износа бендикс подлежит замене, поскольку в большинстве современных стартеров он неразборный.
- Поломка зубьев шестерни / износ зубьев маховика. При этом стартер издает металлический скрежет, но не прокручивает коленвал, как говорят, не схватывает. В случае износа шестерни бендикс меняют на новый..
- Износ подшипников ротора. Именно в этом случае двигатель медленно крутит, несмотря на заряженный аккумулятор. Изношенный подшипник – это всегда радиальные люфты вала. Вращаясь, ротор даже может задевать статор, провоцируя замыкание, а при серьезном износе – и вовсе заклинивание. Решение проблемы – замена подшипника или втулки.
- Поломка тягового реле. И тогда стартер не реагирует на отпускание ключа зажигания. Обычно причина в том, что нет контакта внутри реле. Большинство реле сейчас неразборные, поэтому деталь приходится менять.
- Износ щеток. В такой ситуации при повороте ключа слышны отчетливые щелчки втягивающего реле. Стартер при этом не запускается. Это графитовые щетки стерлись и не прилегают к коллектору ротора. Щеточный узел подлежит замене.
- Окисление силовых контактов. Тот самый случай, когда стартер не реагирует на поворот ключа зажигания. Окислы на контактах, появляющиеся со временем, являются препятствием для высоких пусковых токов. Устраняют причину восстановлением контактов – чисткой и последующим плотным затягиванием контактных болтов.
- Пробой обмоток ротора или статора. Встречается не часто, но требует кардинальной замены стартера целиком.
Где провести диагностику и ремонт стартера
Если такое произошло, да и в любом другом случае, когда вы не готовы заниматься демонтажем агрегата, будет проще сразу направиться в автосервис. Лучше на дилерский или тот, что имеет участок ремонта стартеров и генераторов. В Екатеринбурге для владельцев автомобилей Лада таковым будет СТО Автовек. Этот техцентр – официальный дилер LADA. У тамошних специалистов есть и опыт, и необходимый инструмент с диагностическим оборудованием, и запчасти на замену деталям стартера. Кстати, комплектующие в автосервис поступают напрямую от производителя, со всеми сертификатами и стандартами. Потому и стоимость на них установлена разумная, без дополнительных наценок. Кроме ремонта электрооборудования, Автовек также выполнит:- техническое обслуживание,
- компьютерную диагностику неисправностей,
- ремонт двигателя, АКПП и других узлов автомобиля,
- ремонт кузова,
- работы по развал-схождению и шиномонтажу, и многое другое.