Екатеринбург,
ул. Металлургов, 69
Отдел продаж
+7 343 253 00 53
Сервис
+7 343 253 00 13
Официальный дилер
LADA c 2007 года

Не работает стартер: причины и ремонт

До того, как Чарльз Кеттеринг изобрел электрический стартер, двигатели запускали руками с помощью рукоятки, прозванной «кривым стартером». Железяка эта была жутко неудобная и даже опасная: после запуска она начинала вращаться вместе с валом двигателя и частенько увечила руки водителям. Новое устройство облегчало запуск двигателя и сберегало здоровье. Постепенно первая конструкция стартера совершенствовалась. Копился опыт по обслуживанию и ремонту этого агрегата.

 Принцип работы стартера

Из чего состоит стартер – устройство, которое запускает двигатель? Весь агрегат делится на три основных блока, каждый из которых находится в своем корпусе. Это:
  • электромотор постоянного тока (в цилиндрическом корпусе большого размера). Получает энергию от аккумулятора. К примеру, для запуска бензинового двигателя объемом 1,6 л требуется мощность около 3 кВт.
  • тяговое или втягивающее реле (цилиндр меньшего размера). Имеет силовые контакты в виде медных болтов на корпусе. Работает в сборке с электромотором. Питается от батареи. Двигает обгонную муфту.
  • бендикс, или обгонная муфта. Сидит на валу стартера вместе с шестерней. Может смещаться по оси вперед, вводя шестерню в зацепление с маховиком ДВС автомобиля.
В момент старта, когда водитель поворачивает ключ зажигания, на силовые контакты поступает напряжение от аккумулятора, и электромотор начинает вращение. Шестерня входит в зацепление с зубцами маховика. В результате вал стартера передает крутящий момент коленвалу двигателя. Начинают ходить поршни, подается топливо и происходит воспламенение топливной смеси. Двигатель заводится. После этого ключ зажигания отпускают, и цепь размыкается. Шестерня отсоединяется от маховика, а стартер останавливается. Стартер работает именно в момент запуска двигателя, пока ключ зажигания находится в положении «старт». В остальное время он не работает и не должен.

 Признаки неисправности стартера

К сожалению, нередка такая ситуация – не крутит стартер при повороте ключа. Ни звука нет, ни движения. И мы грешим на аккумулятор: мол, не крутит из-за малого заряда. Вероятность разрядки АКБ, конечно, исключить нельзя, но часто бывает, что батарея заряжена полностью, а двигатель все равно не заводится. В чем причина? «Полетел» стартер или еще какая поломка? Ниже мы собрали самые распространенные признаки, говорящие о неисправности именно стартера и его деталей:
  • Стартер гудит, но маховик не крутит. Такое случается, если износилась обгонная муфта.
  • Слышны щелчки, а вращения нет. Возможно, что именно в этом случае разряжена батарея, окислились ее клеммы или контактные болты на тяговом реле. Можно еще проверить соединение силовых проводов со стартером и «массой».
  • Стартер плохо крутит, еле-еле. Наиболее вероятно, что износились втулки якоря электромотора. Также может быть замыкание в одной из обмоток.
  • При работе стартера слышен металлический скрежет. Скорее всего имеется сильный механический износ детали стартера. Какой именно, покажет только переборка устройства.
  • Стартер продолжает работать после отпускания ключа зажигания. Такое бывает, когда залипает тяговое реле или неисправен замок зажигания. Требуется замена или того, или другого.
Как видим, признаки неисправности не дают однозначного ответа, что же сломалось. Чтобы определить причину, потребуется диагностика устройства с его предварительным демонтажем. Кстати, иногда проверить стартер, не снимая с машины, можно и самостоятельно. И понять:
  • работает ли втягивающее реле. Для этого «плюс» на аккумуляторе соединяют с контактом на реле, а «минус» подают на корпус стартера. Если шестерня выдвигается, значит, реле работает.
  • вращается ли ротор электромотора. «Минус» от батареи подключают к корпусу стартера, а «плюс» – к верхнему контакту реле. И смотрят, есть ли вращение и движение бендикса.
Пожалуй, это всё, что доступно для диагностики самим автовладельцем. Специалисты на сервисе обнаружат и другие, более серьезные причины неисправности стартера. Речь о них ниже.

 Причины неисправностей

Почему автомобиль не заводится со стартера? Приведем наиболее распространенные причины. Они бывают механического или электрического характера. Механические:
  • Износ обгонной муфты. Сопровождается вращением стартера вхолостую, без «схватывания» коленвала. Стартер в таком случае демонтируют, а потом разбирают и муфту. Если дело в загрязнении, то деталь очищают. Ну а в случае явного износа бендикс подлежит замене, поскольку в большинстве современных стартеров он неразборный.
  • Поломка зубьев шестерни / износ зубьев маховика. При этом стартер издает металлический скрежет, но не прокручивает коленвал, как говорят, не схватывает. В случае износа шестерни бендикс меняют на новый..
  • Износ подшипников ротора. Именно в этом случае двигатель медленно крутит, несмотря на заряженный аккумулятор. Изношенный подшипник – это всегда радиальные люфты вала. Вращаясь, ротор даже может задевать статор, провоцируя замыкание, а при серьезном износе – и вовсе заклинивание. Решение проблемы – замена подшипника или втулки.
Электрические:
  • Поломка тягового реле. И тогда стартер не реагирует на отпускание ключа зажигания. Обычно причина в том, что нет контакта внутри реле. Большинство реле сейчас неразборные, поэтому деталь приходится менять.
  • Износ щеток. В такой ситуации при повороте ключа слышны отчетливые щелчки втягивающего реле. Стартер при этом не запускается. Это графитовые щетки стерлись и не прилегают к коллектору ротора. Щеточный узел подлежит замене.
  • Окисление силовых контактов. Тот самый случай, когда стартер не реагирует на поворот ключа зажигания. Окислы на контактах, появляющиеся со временем, являются препятствием для высоких пусковых токов. Устраняют причину восстановлением контактов – чисткой и последующим плотным затягиванием контактных болтов.
  • Пробой обмоток ротора или статора. Встречается не часто, но требует кардинальной замены стартера целиком.
Как видим, многие причины несрабатывания стартера проявляются похожими признаками. Например, если стартер щелкает, но не крутит, то это признак как плохого контакта силового провода, так и поломки самого электромотора. Чтобы установить истинную причину, зачастую надо демонтировать весь агрегат, а иногда и разобрать снятый стартер и его отдельные блоки. А представьте, что эти признаки возникли неожиданно или застали вас в пути. И что тогда?

 Где провести диагностику и ремонт стартера

Если такое произошло, да и в любом другом случае, когда вы не готовы заниматься демонтажем агрегата, будет проще сразу направиться в автосервис. Лучше на дилерский или тот, что имеет участок ремонта стартеров и генераторов. В Екатеринбурге для владельцев автомобилей Лада таковым будет СТО Автовек. Этот техцентр – официальный дилер LADA. У тамошних специалистов есть и опыт, и необходимый инструмент с диагностическим оборудованием, и запчасти на замену деталям стартера. Кстати, комплектующие в автосервис поступают напрямую от производителя, со всеми сертификатами и стандартами. Потому и стоимость на них установлена разумная, без дополнительных наценок. Кроме ремонта электрооборудования, Автовек также выполнит:
  • техническое обслуживание,
  • компьютерную диагностику неисправностей,
  • ремонт двигателя, АКПП и других узлов автомобиля,
  • ремонт кузова,
  • работы по развал-схождению и шиномонтажу, и многое другое.

Вы пользуетесь устаревшей версией браузера. Данная версия браузера не поддерживает многие современные технологии, из-за чего многие страницы отображаются некорректно, а главное — на сайтах могут работать не все функции.