Екатеринбург,
ул. Металлургов, 69
Отдел продаж
+7 343 253 00 53
Сервис
+7 343 253 00 13
Официальный дилер
LADA c 2007 года

Как заряжать автомобильный аккумулятор

Специалисты рекомендуют заряжать аккумулятор хотя бы раз в полгода — осенью и весной. При этом неважно, как часто эксплуатируется автомобиль. Генератор не может на все 100% восполнить заряд батареи, особенно в режиме поездок «работа-дом». А уж о «подснежниках» и говорить нечего: за время долгого простоя батарея может разрядиться в ноль – это когда ее напряжение упадет ниже 11,7 В.

Мы расскажем, почему батарея разряжается, как подготовиться к процедуре зарядки и правильно ее провести.

Зачем заряжать автомобильный аккумулятор?

Незначительный саморазряд происходит в любом аккумуляторе, даже абсолютно новом. Если батарея исправна, то ей это не вредит. Даже оставленная без работы на полгода, она легко заведет автомобиль.

Во время эксплуатации аккумулятора автомобиля его заряд убывает по понятным причинам. Например, когда двигатель заглушен, и генератор не работает, штатная батарея питает бортовую электронику, фонари и подсветку приборной панели. И главное – она подает напряжение на стартер при запуске мотора.

Потеря заряда происходит и вследствие сульфатации пластин АКБ. Это такой вид коррозии, когда на пластинах высаждается сульфат свинца. Ситуация коварна тем, что в какой-то момент заряда может оказаться недостаточно, чтоб стартер получил напряжение, необходимое для проворота коленвала. По этой причине, если конструкция АКБ позволяет, производят аккуратную чистку пластин.

АКБ разряжается не только во время штатной работы, но и если:

  • срок службы свинцово-кислотной АКБ превысил 3–4 года,

  • неисправна электросеть автомобиля,

  • автомобиль эксплуатируется в коротких поездках «работа-дом» или часто стоит в пробках,

  • автомобиль не эксплуатируется более 1,5–2 месяцев.

Подготовка к зарядке аккумулятора

Для начала надо уточнить, что за батарея находится под капотом. По конструкции различают следующие типы аккумуляторов для автомобилей:

  • Обслуживаемый, когда возможны доливка электролита, замена пластин и зарядка.

  • Частично обслуживаемый, с доливкой и зарядкой.

  • Необслуживаемый, когда возможна только зарядка.

Батарею демонтируют и проверяют на уровень заряда. Для всех типов АКБ используют вольтметр, а для обслуживаемых еще и ареометр, чтоб измерять плотность электролита в банках.

Вольтметр подключают к клеммам АКБ спустя 10–12 ч после поездки и оценивают напряжение. Для 100%-заряженной батареи оно соответствует значению 12,6 В.

Если батарея обслуживаемая, то оценивают еще и заряд в каждой банке, замеряя ареометром плотность электролита. Для полностью заряженного аккумулятора она составляет 1,27 г/мл при 15°С.

Показания вольтметра и ареометра, меньшие приведенных – сигнал о том, что либо батарее требуется подзарядка, либо в бортовой электросети есть утечка тока.

Далее подбирают зарядное устройство (ЗУ). Об этих приборах расскажем чуть ниже.

Подготовительные работы должны проходить в нежилом помещении с вентиляцией и температурой внутри не ниже 15°С. Манипуляции проводят в диэлектрических перчатках, а глаза защищают очками или щитком, ведь электролит для АКБ – это серная кислота.

Как зарядить аккумулятор

Различают три способа зарядки АКБ:

  • Зарядка постоянным напряжением. Самый щадящий способ, ведь именно так заряжается батарея на работающем автомобиле. К сожалению, этот метод не позволяет восполнить заряд на 100%. Используется для подзарядки частично разряженной АКБ. 

  • Зарядка постоянным током. Применяется при глубоком разряде батареи. Способ требует контроля за процессом из-за риска повышения температуры и скопления газов.

  • Ускоренная зарядка. Проводится на повышенных зарядных токах. Может снизить ресурс АКБ, поскольку высокий ток вызывает сульфатацию пластин и тем самым ускоряет потерю емкости батареи.

По изложенным принципам и работает зарядное устройство для автомобильного аккумулятора (ЗУ). Это прибор, который, грубо говоря, преобразует переменный ток из внешней электросети в постоянный и передает его на клеммы батареи.

По типу управления ЗУ бывает:

  • автоматическое, когда зарядка осуществляется без вмешательства человека. Прибор сам постепенно снижает зарядный ток по мере того, как растет заряд батареи. Это ЗУ можно оставлять без присмотра: оно отключится, когда зарядка завершится и зарядный ток упадет до 200 мА. Единственный минус такого прибора – он не сможет заряжать сильно посаженную батарею.

  • ручное, когда самостоятельно – «от руки» – выставляют силу тока и напряжение, подаваемые на электроды. Однако, за этим прибором надо постоянно следить – регулировать параметры. Иначе аккумулятор может взорваться, если под воздействием напряжения вскипит электролит. Перед началом работы прибор также требуется настроить на один из способов зарядки – с постоянным током или постоянным напряжением. Прибор подходит и для быстрой зарядки батареи.

В последнее время популярностью пользуется универсальное пуско-зарядное устройство (ПЗУ). Конструкция прибора такова, что с его помощью можно не только зарядить аккумулятор, но и запустить двигатель. Для этого ПЗУ напрямую подключается к батарее без ее демонтажа с машины.

Сколько надо заряжать аккумулятор автомобиля

Периодичность зарядки АКБ легкового автомобиля составляет:

  • раз в 1–2 месяца при интенсивной эксплуатации автомобиля,

  • раз в 3–4 месяца при умеренной эксплуатации,

  • обязательно после более, чем 2-недельного простоя,

  • после глубокой разрядки батареи.

При штатной работе батареи зарядка требуется, когда остаточный заряд составляет 15%. Это соответствует напряжению на клеммах при выключенном двигателе 12,06 В.

Ориентировочная длительность зарядки аккумулятора до полной емкости составляет:

Уровень заряда АКБ

Время

90%

2 ч

80%

4 ч

70%

6 ч

60%

8 ч

50%

10 ч

40%

13 ч

30%

16 ч

20%

20 ч

10%

24 ч

 

Если автоматическое ЗУ достаточно просто в эксплуатации, то при работе с ручным прибором есть некоторые правила, которые полезно напомнить:

  • Выставлять на ЗУ правильное значение силы тока. Оно должно быть в 10 раз меньше числа, обозначающего емкость АКБ. Например, если на корпусе батареи написано 70 А*ч, то нужно выставить силу тока 7 А.

  • В процессе зарядки напряжение постепенно возрастает. Когда оно дойдет до значения 14,4 В, силу тока надо снизить в 2 раза.

  • Когда напряжение достигнет отметки в 15 В, силу тока надо понизить еще в 2 раза.

  • Зарядка закончена, если напряжение не меняется в течение 1–2 часов.

Где проверить свой автомобиль?

Как видим, имея сноровку, зарядить аккумулятор можно и своими силами. Разумеется, если есть надежное ЗУ, электрифицированный теплый гараж и защитная амуниция. И руки не дрожат, и с математикой все в порядке.

В противном случае – не рискуйте. Спокойней и надежней будет доверить процедуру специалистам.

Для этого в Екатеринбурге владельцам автомобилей Лада, к примеру, можно обратиться на СТО Автовек. Этот техцентр – официальный дилер LADA. Здесь и подзарядят батарею, и грамотно подберут ей замену, если АКБ вышла из строя.

Автовек специализируется на серьезных ремонтных работах. Это:

  • техническое обслуживание и компьютерная диагностика неисправностей,

  • ремонт двигателя, АКПП и других узлов автомобиля,

  • ремонт кузова,

  • работы по развал-схождению и шиномонтажу, и многое другое.

Запчасти в автосервис поступают напрямую от производителя и имеют все сертификаты качества и соответствия стандартам. И что самое главное – техцентр устанавливает стоимость запчастей без дополнительных наценок.

Вы пользуетесь устаревшей версией браузера. Данная версия браузера не поддерживает многие современные технологии, из-за чего многие страницы отображаются некорректно, а главное — на сайтах могут работать не все функции.