Какие фары лучше: светодиоды, галогенки или ксенон
Автомобильные лампы – это важные расходники. Установлены в головных и сигнальных фарах. Применяются для подсветки приборов, освещения салона и даже для декора.
По принципу работы бывают следующих видов:
-
Лампы накаливания, в т.ч. галогеновые. Свет испускает разогретая вольфрамовая нить, заключенная в колбу, в которой создан вакуум или закачаны пары галогенов. Вакуумные лампы практически вышли из обихода. Про галогенки детально расскажем ниже.
-
Газоразрядные ксеноновые. В колбы закачан газ ксенон, а свет испускает электродуга.
-
Светодиоды. По сути полупроводниковые приборы. Светоизлучение в них возникает вследствие квантовых эффектов.
-
Лазерные. Это сложные узлы, состоящие из набора лазеров. Излучаемая ими энергия фокусируется и падает на люминофорную пластину, которая испускает свет.
Галогеновые лампы
В вакуумных лампах накаливания раскаленная вольфрамовая нить не только светилась, но и теряла частицы металла, который оседал на внутренней поверхности колбы. Светопроницаемость лампы со временем падала, свет от фары становился блеклым. Сама нить накаливания становилась тоньше и перегорала. Лампа подлежала замене.
Чтобы избежать оседания металла на колбе, а также увеличить срок службы лампы, в нее стали закачивать парообразную смесь галогенов – брома и йода. При огромных температурах в лампе запускался физико-химический процесс, при котором молекулы галогена «отлавливали» вольфрам и возвращали его обратно на нить.
Сегодня галогеновая лампа окончательно вытеснила вакуумную из автомобильных фар. Современные галогенки имеют неоспоримые преимущества. У них меньше габариты и выше КПД. Колба сделана из кварцевого жаропрочного стекла. Срок службы ламп достигает 4000 часов. Мощность ламп от 55 до 65 Ватт.
При замене штатных ламп в фарах на галогеновые следует свериться с заводской спецификацией автомобиля. Отступать от нее оправдано только в том случае, если света от штатных фар недостаточно для безопасного вождения в тёмное время суток.
Ксеноновые лампы
Такая лампа представляет собой конструкцию из двух стеклянных колб.
В первую, называемую горелкой, закачан ксенон под давлением. Здесь образуется электрический дуговой разряд между электродами. Яркий свет появляется сразу после включения. Горелка смонтирована внутри другой колбы, которая поглощает УФ-часть излучения.
На лампе смонтировано пускорегулирующее устройство (ПРУ). По сути это миниатюрный блок питания, который обеспечивает нужное пусковое напряжение и определенную силу тока. ПРУ имеется на каждой ксеноновой лампе.
Преимущества таких ламп:
-
яркость в 1,5–2 раза выше, чем у галогенок;
-
спектр, близкий к естественному освещению;
-
долговечность 3000 часов и более;
-
устойчивость к вибрациям.
Недостатков у ксеноновых ламп два:
-
высокая цена из-за наличия ПРУ.
-
более сложное, чем у галогенок, переключение светораспределения при переходе с ближнего света на дальний.
Ксенон можно устанавливать только(!) в фары соответствующего типа. И это не обязательно фары с линзами. Есть автомобили с заводской рефлекторной оптикой, например, Subaru Forester, Volvo S60 и S40, Mercedes-Benz S210.
Также на автомобиле должен быть омыватель и автокорректор фар.
Светодиодные лампы
Другое их название LED-лампы от английского Light-Emitting Diode – светоизлучающий диод, полупроводник, который светится при пропускании электрического тока.
Получили популярность с начала 1990-х, когда был открыт светодиод из нитрида галлия. Первоначально светили синим цветом. При нанесении на изделие жёлто-зелёного люминофора удалось добиться белого свечения.
Преимущества LED-ламп:
-
световая отдача почти в 10 раз выше, чем у ламп накаливания и ксенона той же мощности;
-
прочность. Хрупких элементов в лампе просто нет;
-
долгий срок службы – до 100 тыс. часов при ежедневном 8-часовом свечении;
-
нет инерционности;
-
морозостойкость;
-
экологичность.
В автомобилях применяются для подсветки приборов и салона, в стоп-сигналах, поворотниках и ходовых огнях. Если в заводском исполнении в этих узлах стояли лампы накаливания, то их можно без проблем заменить на светодиоды.
При установке LED-ламп в головные фары надо учитывать один момент. Хоть лампы и создают широкоугольный луч, как галогенки или ксенон, но рефлектор для них требуется свой, особенный. Отражатель, применяемый для других ламп, к светодиодным категорически не подходит.
Виды фар
Фары – это оптические приборы, создающие направленный поток света. Бывают рефлекторные, когда световой луч формируется отражателем. А бывают прожекторные, где свет фокусируется линзой.
Основные типы фар:
-
фары дальнего и ближнего света,
-
противотуманные,
-
специального назначения. Это прожектора для скоростного движения ночью, парковочные фары для маневрирования и др.
Ближний свет
Создается двумя лампами, которые имеют достаточную мощность свечения, срок эксплуатации не менее 2 000 часов и соответствуют стандарту РФ.
Самые распространенные лампы ближнего света это галогенки с цоколем H4 и H7. Лампы Н7 имеют одну нить накаливания и могут использоваться для обоих режимов освещения, но чаще используются в ближнем свете. У ламп H4 две нити. Работа одной нити обеспечивает ближний свет, а работа двух – дальний.
При использовании для ближнего света ксеноновых ламп их установка должна быть правильной и законной. Помимо самих ламп с ПРУ-блоком потребуются ксеноновые линзы, омыватель фар и нанесение гравировки на стекло фары.
Дальний свет
Дальний свет фар обычно используют на высоких скоростях. Этот режим освещения также создают 2 лампы – двунитевые галогенки Н4 с теплым свечением (световая температура около 3000К). Такой свет лучше проявляет себя в дождь, мелкий снег и морось, а также не так резко слепит встречный транспорт.
В последнее время для дальнего света стали использовать и светодиоды с оттенком свечения, близким к галогеновому. У светодиодов к тому же меньше энергопотребление, и сама лампа практически не греется – значит меньше вероятность растрескивания фар.
Противотуманные фары
Противотуманная фара (ПТФ) имеет специальную конструкцию. Она создает низконаправленный поток света и обеспечивает хорошую видимость на расстоянии до 10 м во время тумана, дождя или снега.
Эксперты рекомендуют отдавать предпочтение желтым или тепло-белым ПТФ с цветовой температурой 2500-3000К. Поэтому галогенки – самые применяемые в них лампы.
Светодиоды средней мощности тоже ставят в ПТФ, но пользуются ими в качестве ходовых огней. Их применение оправдано долгим сроком службы и малым нагревом. Туманки с более мощными, ярко светящими LED-лампами не применяют, чтобы не ослеплять встречных водителей.
Ксеноновые лампы не дают теплого света, поэтому в ПТФ не используются.
Где провести замену фар или обслуживание автомобиля
Исправная автомобильная оптика – залог безопасности всех участников дорожного движения. Поэтому установку/улучшение оптики и замену сопутствующих узлов должны проводить профессионалы.
В Екатеринбурге такие работы выполнит автосервис компании АВТОВЕК. Здесь можно:
-
заказать техобслуживание а/м LADA,
-
отремонтировать кузов, подвеску, двигатель, КПП,
-
отрегулировать сход-развал колес,
-
выполнить шиномонтаж.
Как официальный дилер продукции LADA, АВТОВЕК получает запчасти напрямую с завода, а значит, на все работы предлагает весьма лояльные цены. Первичную консультацию и предварительные расценки можно получить по телефону.