
Салонный фильтр: где находится, как заменить
Салонный фильтр – важный элемент бортовой системы вентиляции, кондиционирования и отопления. Сконструирован из нетканого материала. Устанавливается в коробе воздухопритока, чтобы улавливать механические загрязнения и сорбировать запахи из забортного воздуха.
Считается, что впервые салонный фильтр установили на автомобилях Saab-900 в 1979 году. Это была заправленная в рамку гофрированная бумага, не пропускающая в салон пыль. Но уже через десяток лет на модели Mercedes S-класса появился угольный фильтр, он поглощал не только механическую взвесь, но и запахи.
Зачем нужен салонный фильтр
Принцип работы салонного фильтра такой же, как у пылезадерживающего мешка бытового пылесоса, который устанавливается на пути воздушного потока, засасываемого извне.
В забортном воздухе постоянно содержатся частицы износа асфальта, шин и тормозных колодок. Зимой присутствуют солевые реагенты, а летом — пыльца растений. Кроме того, выхлопные газы насыщают воздух сажей и тяжелыми металлами. Автомобильный салонный фильтр смонтирован близко к воздухозаборнику, он первым принимает на себя «коктейль» инородных включений. Благодаря фильтру пыль не попадает в легкие водителя и пассажиров.
Виды салонных фильтров
Салонные фильтры оценивают по степени отсева из воздуха взвешенных частиц. Для этого служит международная шкала MERV (Min Efficiency Reporting Value) со значениями от 1 до 16. Чем больше число по шкале, тем выше эффективность отсева. Фильтр MERV 16 задерживает до 95% частиц с размерами 0,3–10 микрон. Производители фильтров используют значения шкалы при маркировке продукции.
Распространенные виды салонных фильтров:
- Барьерные, из синтетического материала. Это грубые фильтры со значением MERV 1–4. Они отсеивают крупные частицы, но запахи и газы пропускают.
- Угольные. Чистят воздух от механических взвесей и поглощают запахи, за счет присутствия активированного угля между волокнами.
- Электретные. Кроме барьерного слоя грубой очистки, содержат слой наэлектризованного волокна, которое притягивает за счет электростатики мельчайшие ворсинки и цветочную пыльцу.
- Бифункциональные. Как правило, трехслойные: один слой удерживает механическую пыль, другой — запахи и газы, а третий пропитан полифенолами, которые нейтрализуют аллергены, плесень и бактерии.
- НЕРА-фильтры (High Efficiency Particulate Arrestance), дающие «высокоэффективный отсев твердых частиц». Пришли в автомобильную отрасль из ядерной энергетики. Фильтры отличаются значением MERV 13–14 и выше. Для них требуется мощная нагнетающая вентиляция, устанавливаемая в основном на дорогой автотехнике.
Признаки забитого салонного фильтра
Забитый грязью фильтр не способен пропускать требуемый объем воздуха, с каким справляется чистый, поэтому система вентиляции начинает испытывать перегрузку. Кроме того, в фильтр-слоях накапливаются влага и множатся вредные микроорганизмы. Чтобы не допустить подобной экстремальной ситуации, фильтр меняют на новый. Периодичность замены может быть:
- Сезонной. Раз в год весной, при плановом ТО. Аллергикам и астматикам менять фильтр требуется дважды в год, перед цветением провоцирующих обострение патологии растений.
- В зависимости от пробега. Регламент замены указан в техдокументации.
- Если появляются косвенные признаки, указывающие на засорение фильтра. На них остановимся подробнее.
Салонный фильтр засорен и требует замены, если:
- В кабине ощущается запах извне. Воздух поступает в кабину, минуя забитый фильтр — через щели или дыры в фильтровальных слоях.
- Из-за накопившегося мусора, снижается скорость потока воздуха.
- Потеют стекла, особенно во время дождя или осенью. При забитом фильтре вентиляция в салоне нарушается, из-за чего влажный воздух выпадает в качестве конденсата на стекло.
- Видны пыль в салоне или дым в воздухе кабины. Вполне возможно, фильтр порвался.
- Климатическая установка работает плохо: летом в салоне жарко, зимой прохладно. Значит, фильтр забит настолько, что не пропускает должное количество воздуха. Зимой в такой ситуации есть риск «посадить» печку, потому что та не справляется, даже если запущена на полную мощность.
Как часто менять салонный фильтр
Рабочий ресурс салонного фильтра составляет в среднем 25–30 тыс. км, при этом каждый автопроизводитель регламентирует собственный интервал замены.
В реальных условиях на периодичность замены влияет география эксплуатации машины. Так, в степных районах с пыльными ветрами фильтр меняют вдвое чаще, чем указано в регламенте. Та же ситуация и в мегаполисах, где высокая загрязненность воздуха, а значит, фильтр засоряется интенсивнее.
Критерием замены служит и самочувствие водителя, особенно если он страдает астмой или аллергией. В этом случае салонный фильтр меняют при возникающих осложнениях со здоровьем.
Даже если автомобилем редко пользуются, в коробе воздухопритока все равно копятся пыль, тополиный пух, пыльца растений и вода. Эта смесь плесневеет, там разрастаются грибки и бактерии, которые с потоком воздуха попадают в легкие водителя и пассажиров. Чтобы этого избежать, достаточно заменить фильтр и почистить короб.
Как поменять салонный фильтр
Салонный фильтр является расходником, потому чистке и восстановлению не подлежит. Поменять его можно и самостоятельно, если он установлен за бардачком. Порядок действий при этом такой:
- Снимаем бардачок, который фиксируется защелками у основания, а также на левой и правой стенках.
- Отстегиваем и вынимаем прямоугольную заглушку.
- Вынимаем грязный фильтр, поддев кассету линейкой и потянув на себя.
- Протираем салфеткой кассету нового фильтра и устанавливаем деталь в гнездо, следуя направлению стрелок.
- Собираем бардачок в обратном порядке.
В некоторых моделях салонный фильтр еще придется поискать. Например, он может быть установлен под капотом сразу под лобовым стеклом, у перегородки моторного отсека. Такое расположение предусмотрено у Лады Калины, Лады Гранты,Skoda Octavia 3.
Есть автомобили, у которых фильтр смонтирован под приборной панелью у правой ноги водителя (Лада Веста, Nissan Qashqai), и при демонтаже требуется соблюдать определенный алгоритм. Например, у автомобилей Ford Focus II или Peugeot 407 сначала снимают педаль газа, после чего открывается доступ к центральной консоли, за которой установлен фильтрующий элемент. В этих случаях самостоятельно справиться с заменой сложно. Разумнее воспользоваться помощью профессионалов.
В Екатеринбурге иномаркам и отечественным машинам Лада грамотно и быстро заменят салонный фильтр на СТО Автовек.
Это официальный дилер LADA, который предлагает полный комплекс услуг по сервисному обслуживанию автомобиля, включая:
- ТО и компьютерную диагностику неисправностей.
- Ремонт кузова.
- Ремонт двигателя и АКПП.
- Регулировку УУК.
- Шиномонтаж и шиноремонт.
- Замену расходников, в том числе фильтров.
- Установку дополнительного оборудования.
При обращении в техцентр для замены салонного фильтра автомобиль обслужат в тот же день, несмотря на выходные. Благодаря прямой связи с автозаводом, на автосервис поступают только оригинальные сертифицированные запчасти без серьезных наценок. По этой причине стоимость работ у дилера приятно удивит.
Изображение от freepik