Компрессия двигателя: как проверить, нормы давления
Компрессия – это давление в камере сгорания цилиндра, когда поршень находится в верхней мертвой точке (ВМТ) при условии отсутствия детонации. По компрессии судят, насколько исправен силовой агрегат машины. От величины параметра зависят пусковые свойства и мощностные характеристики моторов.
Для чего нужна компрессия
Компрессия в пределах нормы гарантирует ровную работу мотора с правильным сгоранием топлива. Отклонения показателя от нормы указывают на то, что в двигателе, возможно, присутствуют повреждения. Поэтому диагностика мотора начинается с обязательного измерения компрессии. Компрессия в идеале должна быть одинаковой во всех цилиндрах. Неравномерное давление по цилиндрам вызывает вибрации в работе мотора на холостом ходу. При появлении вибрации полезно проверить, по какой причине разнятся показатели. Например, компрессия падает, если возникает износ колец, прогар клапанов или разгерметизация прокладок ГБЦ. Падение компрессии приводит к потере мощности и повышенному расходу топлива. И вот почему. Когда давление в камере меньше нормы, значит, теоретически возможная энергия мотора не будет передана на коленвал. Двигатель потеряет в мощности , а часть топлива сгорит впустую. При пониженной компрессии затрудняется пуск двигателя на холоде. Дизели в этом случае самые чувствительные, поскольку от давления в конце такта сжатия зависит, воспламенится ли топливная смесь или нет. В момент холодного пуска бензиновых моторов наблюдается другая картина: топливо попадает в камеру сгорания не как пар, а в виде капель жидкости, и при пониженной компрессии испаряется медленнее. Отсюда и затрудненное воспламенение.Степень сжатия и компрессия: в чём разница
Степень сжатия и компрессия – это не одно и то же. Степень сжатия – параметр конструкционный и безразмерный. Определяется как отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания в момент нахождения поршня в ВМТ. Этот показатель указан в паспорте на двигатель и есть величина постоянная, тогда как компрессия меняется в зависимости от некоторых факторов. Для бензиновых двигателей степень сжатия составляет 8–14, а для дизелей – 16–23. Чем больше степень сжатия, тем выше давление создается в камере, и поршень получает бо́льший импульс, который и передается на коленвал. Из двух моторов тот мощнее, у которого больше степень сжатия. Однако повышать мощность двигателя посредством увеличения степени сжатия чревато тем, что топливо в цилиндрах может сдетонировать раньше, чем поршень достигнет ВМТ. По этой причине изобретатели и конструкторы работают на грани между высокой степенью сжатия и возможной детонацией, применяя другие технические приемы для создания мощных моторов. Благодаря высокой степени сжатия сгорание топлива в камере происходит эффективнее, двигатель показывает термодинамику лучше, чем мотор с низкой степенью сжатия. По этой причине автомобили с моторами, наделенными высоким сжатием, потребляют меньше топлива, т. е. более экономичны.Норма компрессии в двигателе
В бензиновом моторе, где топливная смесь поджигается искровым разрядом свечи, нормальная компрессия составляет 10–15 атмосфер (или 1–1,5 МПа) и зависит от модели машины. Например, для исправного автомобиля ВАЗ «Приора» нормой считается 11–13 атмосфер (1,1–1,3 МПа) с допустимой разницей по цилиндрам не выше 2 атмосфер . Норма компрессии зависит от:- Конструкции мотора. У турбированного двигателя компрессия выше, чем у атмосферного.
- Типа топлива. Высокооктановые бензины допускают повышенную компрессию без явления детонации.
- Возраста двигателя. Чем старше мотор, тем ниже у него компрессия.
- Настройки топливной аппаратуры. Неправильный впрыск изменяет компрессию в обе стороны.
- Погоды за бортом, поскольку на давление смеси влияет температура поступающего в цилиндры воздуха.
- Нагар на стенках цилиндров, уменьшающий объем рабочей камеры. Следствие – рост давления в камере.
- Сбой в системе впрыска, приводящий к неравномерной подаче топлива в двигатель.
- Примеси в топливе, которые влияют на состав воспламеняющейся смеси и могут повысить компрессию.
Причины снижения компрессии
Компрессия падает, если:- Механически повреждены детали ЦПГ, имеются дефекты клапана или прокладки ГБЦ. При этом нарушается герметичность камеры сгорания, газы утекают наружу, и давление в камере падает.
- Появились трещины в головке блока цилиндров. Происходит утечка воздуха наружу.
- Забились форсунки и воздушный фильтр. Топливная смесь не формируется должным образом.
- Используется «левое» моторное масло (или топливо), продукты распада которого засоряют поршневые канавки, тем самым искажая посадку колец. В результате нарушается плотное и ровное скольжение поршня по стенкам цилиндров.
Как проверить компрессию в двигателе
Для измерения компрессии своими силами потребуется помощник и компрессометр – манометр, оснащенный шлангом с резьбовой насадкой. Пошаговый алгоритм измерения:- Прогреваем двигатель до 80–90 °С и глушим.
- Обесточиваем топливный насос.
- Выкручиваем свечу (на дизеле – форсунку) и вворачиваем резьбовую насадку прибора.
- Выжав «в пол» педаль газа, помощник проворачивает стартер на 5–6 оборотов. В этот момент снимаем показания манометра.
- Повторяем замер на гнезде следующей свечи и далее по остальным цилиндрам.
Что делать при отклонениях от нормы
Проверять компрессию рекомендуется через каждые 30–40 тыс. км пробега. Если замечены отклонения показателя от нормы, то чтобы не нарваться на капремонт мотора, советуем незамедлительно отправиться в автосервис. В Екатеринбурге машины Лада обслужат в техцентре Автовек, который известен как официальный дилер LADA. Здесь установят и устранят причины изменения компрессии:- Заменят поврежденные детали ДВС(кольца, прокладки, клапаны).
- Отрегулируют зазор в приводе клапанов.
- Промоют систему впрыска.
- Заменят моторное масло, предварительно промыв масляные патрубки.

