
Как правильно отрегулировать фары автомобиля своими руками
Правильная настройка света фар улучшает видимость на дороге в темное время суток. Тем самым повышается комфорт вождения и снижается риск аварийных ситуаций.
Регулировка фар после замены оптики или ламп, а также после ударных аварий и ремонта, влияющего на клиренс автомобиля, проводится профессионалами в условиях автосервиса. А вот эпизодическую настройку света вполне по силам выполнить самостоятельно.
Для чего нужна регулировка фар
Регулировка фар – это настройка направления светового потока, от которого зависит безопасность на дороге. В темное время водитель нечетко воспринимает окружающее пространство, а неотрегулированный ближний и дальний свет только усугубляет ситуацию и становится причиной аварии.
Правильно настроенные фары способны освещать шоссе на 60 м перед автомобилем, при этом луч света захватывает обочину и встречную полосу.
Неправильная регулировка оптики проявляется не только дискомфортом вождения, но и приводит к печальным последствиям:
-
Если свет фар направлен чрезмерно вниз, то в темноте протяженность светлого пятна перед бампером уменьшается. Водитель не успевает вовремя среагировать на препятствие или яму, находящиеся сразу за границей света. В результате – фронтальное столкновение или поврежденная подвеска.
-
Свет, направленный вверх, слепит встречных водителей, что провоцирует аварию с их стороны.
-
Если не освещается обочина, водителю трудно увидеть припаркованный автомобиль или стоящего человека. Велик риск задеть и машину, и пешехода.
Кстати, на безопасность вождения влияет и состояние самих фар. Так, замутненное стекло снижает интенсивность излучаемого света, а поверхностные царапины нарушают распределение светового потока. Водитель стремится сделать фары ярче: лампы перегреваются и могут внезапно перегореть.
Когда нужно регулировать фары
Ситуации, требующие настройки фар:
-
Замена лампы или фары. Новая лампа, особенно другого бренда, обычно светит немного иначе, что сбивает настройки, установленные раньше. Что касается фар, то новую оптику всегда требуется регулировать под конкретную машину.
-
ДТП. Авария – это механическое воздействие, после которого смещается центр тяжести машины, деформируется рама и, как следствие, изменяется направление свечения фар.
-
Ремонт подвески, замена шин. Восстановительные операции, затрагивающие клиренс автомобиля, сбивают предыдущие настройки света.
-
Загруженная машина. Перевозка тяжестей в салоне и на верхнем багажнике ощутимо просаживает автомобиль.
-
Плановый ТО. Регулировка фар входит в перечень обязательных работ.
В профилактических целях автомобильные фары рекомендуется регулировать:
-
При городских поездках – каждые 30 тыс. км
-
В путешествиях и на бездорожье – каждые 15 тыс. км
Оборудование для регулировки фар
На автосервисах для настройки фар используют приборы, которые замеряют интенсивность свечения, а также контролируют углы наклона светового потока. Например, реглоскоп настраивает характеристики свечения фар всех типов (ксеноновых, галогеновых, светодиодных). В составе прибора оптическая камера с фокусирующей линзой, экран со шкалой для регулировки направления луча и люксметр.
Современные автомобили оснащаются бортовым корректором фар. Это устройство, которым регулируют угол наклона света, ориентируясь на погодную видимость, дорожное покрытие и нагрузку на колеса. В ручном приборе свет выставляет водитель, прокручивая регулировочное колесико. В автоматическом корректоре световой поток регулируется в зависимости от клиренса машины.
Подготовка автомобиля к настройке фар
Перед самостоятельной регулировкой фар выполняем ряд операций:
-
Заранее находим местоположение регулировочных винтов.
-
Фары очищаем от грязи. Меняем лампы, если требуется.
-
Машину паркуем напротив вертикальной стены или ворот гаража (расстояние до бампера R = 500 см).
-
Убираем из салона и багажника лишний груз.
-
Ориентируясь на инструкцию к машине, проверяем давление в шинах.
-
Салонный корректор фар устанавливаем в положение «ноль».
-
Готовим инструменты: отвертку-torx, скотч или маркер, столярный уровень, рулетку.
-
Находим в инструкции или на подкапотной табличке значение углового отклонения луча (Х). Для Лады Калины, например, этот показатель составляет 1,3%.
Совет перед процедурой – пригласить помощника, а для последующих измерений дождаться темноты и сухой погоды.
Регулировка фар своими руками
Пошаговая инструкция регулировки ближнего света:
- Даем ближний свет – на стене появятся два световых пятна напротив каждой фары.
- Измеряем рулеткой: а) расстояние H от земли до центра фары (центр отмечаем маркером на стекле), б) расстояние L между центрами фар.
- На стене чертим горизонтальную линию на расстоянии Н от земли. На линии отмечаем точку напротив центра одной фары, ставим метку, от которой отмеряем расстояние L и ставим вторую метку. Это будут эталонные метки.
- Используя угловое отклонение Х, рассчитываем по формуле линейное отклонение луча В:
- Вниз от эталонных меток отмеряем по 6,5 см, отмечаем нижние точки и проводим вторую горизонталь. Регулируем винтами фары таким образом, чтобы световые пятна на стене совпали с размеченными нижними точками. Закрепляем винты.
В = R × Х = 500 × 0,013 = 6,5 см
Регулировку дальнего света проводим аналогично, с той лишь разницей, что перед измерениями включаем дальний свет.
«Противотуманки» располагаются на автомобиле ниже головных фонарей, и свет от них идет параллельно шоссе. Поэтому настройка противотуманных фар проводится так, чтоб световые пятна от них совпали с эталонными точками.
Проверка регулировки света фар
Процедура проверки на предмет сбоя настроек фар простая:
-
Чертим на стене горизонталь на уровне Н от земли, а под ней – еще одну горизонталь, на 5 см ниже
-
Даем ближний свет, отъехав назад на 5 м. Проверяем, чтобы световые пятна лежали примерно на нижней горизонтали. Если между уровнями пятен наблюдаются расхождения по высоте, то фарам требуется регулировка.
Как поступить в дальнейшем – самим настроить оптику или обратиться к специалистам автосервиса – зависит от личного предпочтения. Напомним только, что при саморегулировке водители часто допускают ошибки:
-
Меняют лампы на «неродные».
-
Устанавливают лампы с перекосом.
-
Не выставляют светокорректор на ноль.
-
Скручивают ручной корректор фар или регулировочные винты, используя неподходящий инструмент.
-
Не могут добиться, чтобы фары не слепили встречный транспорт.
Поэтому советуем все-таки обратиться в автосервис, где гарантируется регулировка света фар по ГОСТу.
Так, в Екатеринбурге настроить фары на легковых автомобилях, в том числе на машинах Лада, можно в дилерском техцентре Автовек. Мастера отрегулируют оптику с помощью реглоскопа, предварительно проверив давление в шинах, а если потребуется, заменят и лампы.
Автовек выполнит и традиционные сервисные работы:
-
Диагностику неисправностей и плановые ТО
-
Ремонт кузова и силовых агрегатов
-
Настройку УУК, шиномонтаж, шиноремонт и т. п.
Как официальный дилер LADA, техцентр получает запчасти напрямую от автозавода, а при замене детали по ходу ремонта не производит дополнительных наценок. Так что стоимость работ на сервисе вполне лояльна.
Image by senivpetro on Freepik