Екатеринбург,
ул. Металлургов, 69
Отдел продаж
+7 343 253 00 53
Сервис
+7 343 253 00 13
Официальный дилер
LADA c 2007 года
регулировка фар своими руками

Как правильно отрегулировать фары автомобиля своими руками

28 мая 2025
6 мин.

Правильная настройка света фар улучшает видимость на дороге в темное время суток. Тем самым повышается комфорт вождения и снижается риск аварийных ситуаций.

Регулировка фар после замены оптики или ламп, а также после ударных аварий и ремонта, влияющего на клиренс автомобиля, проводится профессионалами в условиях автосервиса. А вот эпизодическую настройку света вполне по силам выполнить самостоятельно.

Для чего нужна регулировка фар

Регулировка фар – это настройка направления светового потока, от которого зависит безопасность на дороге. В темное время водитель нечетко воспринимает окружающее пространство, а неотрегулированный ближний и дальний свет только усугубляет ситуацию и становится причиной аварии.

Правильно настроенные фары способны освещать шоссе на 60 м перед автомобилем, при этом луч света захватывает обочину и встречную полосу.

Неправильная регулировка оптики проявляется не только дискомфортом вождения, но и приводит к печальным последствиям:

  • Если свет фар направлен чрезмерно вниз, то в темноте протяженность светлого пятна перед бампером уменьшается. Водитель не успевает вовремя среагировать на препятствие или яму, находящиеся сразу за границей света. В результате – фронтальное столкновение или поврежденная подвеска.

  • Свет, направленный вверх, слепит встречных водителей, что провоцирует аварию с их стороны.

  • Если не освещается обочина, водителю трудно увидеть припаркованный автомобиль или стоящего человека. Велик риск задеть и машину, и пешехода.

Кстати, на безопасность вождения влияет и состояние самих фар. Так, замутненное стекло снижает интенсивность излучаемого света, а поверхностные царапины нарушают распределение светового потока. Водитель стремится сделать фары ярче: лампы перегреваются и могут внезапно перегореть.

Когда нужно регулировать фары

Ситуации, требующие настройки фар:

  • Замена лампы или фары. Новая лампа, особенно другого бренда, обычно светит немного иначе, что сбивает настройки, установленные раньше. Что касается фар, то новую оптику всегда требуется регулировать под конкретную машину.

  • ДТП. Авария – это механическое воздействие, после которого смещается центр тяжести машины, деформируется рама и, как следствие, изменяется направление свечения фар.

  • Ремонт подвески, замена шин. Восстановительные операции, затрагивающие клиренс автомобиля, сбивают предыдущие настройки света.

  • Загруженная машина. Перевозка тяжестей в салоне и на верхнем багажнике ощутимо просаживает автомобиль.

  • Плановый ТО. Регулировка фар входит в перечень обязательных работ.

В профилактических целях автомобильные фары рекомендуется регулировать:

  • При городских поездках – каждые 30 тыс. км

  • В путешествиях и на бездорожье – каждые 15 тыс. км

Оборудование для регулировки фар

На автосервисах для настройки фар используют приборы, которые замеряют интенсивность свечения, а также контролируют углы наклона светового потока. Например, реглоскоп настраивает характеристики свечения фар всех типов (ксеноновых, галогеновых, светодиодных). В составе прибора оптическая камера с фокусирующей линзой, экран со шкалой для регулировки направления луча и люксметр.

Современные автомобили оснащаются бортовым корректором фар. Это устройство, которым регулируют угол наклона света, ориентируясь на погодную видимость, дорожное покрытие и нагрузку на колеса.  В ручном приборе свет выставляет водитель, прокручивая регулировочное колесико. В автоматическом корректоре световой поток регулируется в зависимости от клиренса машины.

Подготовка автомобиля к настройке фар

Перед самостоятельной регулировкой фар выполняем ряд операций:

  • Заранее находим местоположение регулировочных винтов.

  • Фары очищаем от грязи. Меняем лампы, если требуется.

  • Машину паркуем напротив вертикальной стены или ворот гаража (расстояние до бампера R = 500 см).

  • Убираем из салона и багажника лишний груз.

  • Ориентируясь на инструкцию к машине, проверяем давление в шинах.

  • Салонный корректор фар устанавливаем в положение «ноль».

  • Готовим инструменты: отвертку-torx, скотч или маркер, столярный уровень, рулетку.

  • Находим в инструкции или на подкапотной табличке значение углового отклонения луча (Х). Для Лады Калины, например, этот показатель составляет 1,3%.

Совет перед процедурой – пригласить помощника, а для последующих измерений дождаться темноты и сухой погоды.

Регулировка фар своими руками

Пошаговая инструкция регулировки ближнего света:

  1. Даем ближний свет – на стене появятся два световых пятна напротив каждой фары.
  2. Измеряем рулеткой: а) расстояние H от земли до центра фары (центр отмечаем маркером на стекле), б) расстояние L между центрами фар.
  3. На стене чертим горизонтальную линию на расстоянии Н от земли. На линии отмечаем точку напротив центра одной фары, ставим метку, от которой отмеряем расстояние L и ставим вторую метку. Это будут эталонные метки.
  4. Используя угловое отклонение Х, рассчитываем по формуле линейное отклонение луча В:
  5. В = R × Х = 500 × 0,013 = 6,5 см

  6. Вниз от эталонных меток отмеряем по 6,5 см, отмечаем нижние точки и проводим вторую горизонталь. Регулируем винтами фары таким образом, чтобы световые пятна на стене совпали с размеченными нижними точками. Закрепляем винты.

Регулировку дальнего света проводим аналогично, с той лишь разницей, что перед измерениями включаем дальний свет.

«Противотуманки» располагаются на автомобиле ниже головных фонарей, и свет от них идет параллельно шоссе. Поэтому настройка противотуманных фар проводится так, чтоб световые пятна от них совпали с эталонными точками.

Проверка регулировки света фар

Процедура проверки на предмет сбоя настроек фар простая:

  • Чертим на стене горизонталь на уровне Н от земли, а под ней – еще одну горизонталь, на 5 см ниже

  • Даем ближний свет, отъехав назад на 5 м. Проверяем, чтобы световые пятна лежали примерно на нижней горизонтали. Если между уровнями пятен наблюдаются расхождения по высоте, то фарам требуется регулировка.

Как поступить в дальнейшем – самим настроить оптику или обратиться к специалистам автосервиса – зависит от личного предпочтения. Напомним только, что при саморегулировке водители часто допускают ошибки:

  • Меняют лампы на «неродные».

  • Устанавливают лампы с перекосом.

  • Не выставляют светокорректор на ноль.

  • Скручивают ручной корректор фар или регулировочные винты, используя неподходящий инструмент.

  • Не могут добиться, чтобы фары не слепили встречный транспорт.

Поэтому советуем все-таки обратиться в автосервис, где гарантируется регулировка света фар по ГОСТу.

Так, в Екатеринбурге настроить фары на легковых автомобилях, в том числе на машинах Лада, можно в дилерском техцентре Автовек. Мастера отрегулируют оптику с помощью реглоскопа, предварительно проверив давление в шинах, а если потребуется, заменят и лампы.

Автовек выполнит и традиционные сервисные работы:

  • Диагностику неисправностей и плановые ТО

  • Ремонт кузова и силовых агрегатов

  • Настройку УУК, шиномонтаж, шиноремонт и т. п.

Как официальный дилер LADA, техцентр получает запчасти напрямую от автозавода, а при замене детали по ходу ремонта не производит дополнительных наценок. Так что стоимость работ на сервисе вполне лояльна.

Image by senivpetro on Freepik

Вы пользуетесь устаревшей версией браузера. Данная версия браузера не поддерживает многие современные технологии, из-за чего многие страницы отображаются некорректно, а главное — на сайтах могут работать не все функции.